Прогнозирование как инструмент региональной политикиСтраница 2
Политические материалы » Инструменты региональной политики » Прогнозирование как инструмент региональной политики
Субъекты Российской Федерации также разрабатывают свои долгосрочные и среднесрочные прогнозы исходя из соответствующих федеральных документов и законодательства субъектов РФ[9].
Региональные прогнозы социально-экономического развития выявляют количественные показатели и качественные характеристики темпов, пропорции развития экономической системы и структуры, научно-технического развития, развитие валютной, финансово-кредитной и расчетно-платежной системы, бюджетно-налоговой системы, финансирования предприятий и населения, динамики потребления и производства товаров и услуг по отраслям; уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Региональные социально-экономические прогнозы дают регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе и возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов).
Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития[10].
Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества осуществляет следующие шаги:
· разрабатывает рекомендации по прогнозированию в субъектах Российской Федерации, анализирует прогнозы, представленные субъектами Российской Федерации и осуществляет их координацию;
· вырабатывает рекомендации по преодолению региональных, кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем;
· намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных регионов;
· формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Правовое обеспечение осуществляется федеральными законами, в их числе федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 9 июля 1999 года № 159-ФЗ, и законодательством субъектов Российской Федерации.
Структура прогноза:
1. Оценка итогов (метод экстраполяции, который основан на теории устойчивого развития);
2. Концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу
3. Макроэкономическая политика (уровень информации, индекс цен в объеме продукции);
4. Региональная политика;
5. Внешнеэкономическая политика.
Рекомендуем к прочтению:
Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов
Специфика политического конфликта определяется объективной и субъективной сторонами, которые в своей совокупности определяют его качественную природу. Если сторонники марксистской концепции конфликта подчеркивают, например, решающее значе ...
Политическая антропология о происхождении государства
Эгалитарные и неэгалитарные локальные группы
В рамках политантропологии было создано множество теорий о происхождении государства, об эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах. Наиболее популярной является схема эво ...
Типология политических конфликтов
Многообразный мир политических конфликтов, чтобы быть понятым, нуждается в определенном упорядочении, в типологии. Разные типы обществ генерируют разные типы политических конфликтов. С этой точки зрения ценным представляется выделение отк ...