Государство в политической системе, его сущность,
функции, свойства и признаки.
Политические материалы » Теоретическая политология » Государство в политической системе, его сущность,
функции, свойства и признаки.
Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.
Термин государствотрактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории www.eduinfluence.ru
. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Признаки государства
:
1.Суверенитет
. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
2.ПринудительностьГосударство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.
3.Всеобщность
. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.
Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие
публичной
власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения. Наличие монополии на правотворчество. Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.
Государство выполняет ряд функций
, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
1.Экономическая функция– выражается в организации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.
2.Социальная функция– удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.
3.Правовая функция –
обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.
4.Культурно-воспитательная функция –
создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.
5.Политическая функция –
обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.
Внешние функции делятся на :
1.
Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами
2.
Функцию обороны страны
Типология государства.
Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления – монархию и республику. Монархия
(абсолютная, конституционная), Республика (
источником власти является народ), Президентская
, Парламентская
, Смешанная
В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства – унитарное, федерация и конфедерация
.
Рекомендуем к прочтению:
Роль насилия в политическом процессе
Насилие в политических процессах встречается в самых разных формах. Есть государственное насилие в отношении тех граждан, которые не выполняют правовых норм. Такое насилие узаконено, как и насилие в ответ на агрессию одного государства в ...
Естественные законы Томаса Гоббса
Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия&qu ...
Предпринимательство
в России: тенденции и перспективы политики. Развитие
сектора малого бизнеса в 1990-е годы
По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 1991/2 и 1992/3 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в ...