Влияние глобализационных процессов на современное арабское обществоСтраница 4
Политические материалы » Влияние глобализационных процессов на современное арабское общество
Мохаммед Абид аль-Джабри пишет: «Преобладающее мнение в арабском мире, а также в Европе и странах развивающегося мира основывается на общем, универсальном понимании этого явления, которое состоит в том, что это процесс возникновения какой-то глобальной перемены, изменения чего-то «ограниченного» и «управляемого» в нечто неограниченное и безудержное. Под «ограниченным» объектом здесь подразумевается этническое государство с его географическими границами, строго управляемыми таможнями и транспортировкой товаров. Этнические государства защищают себя от любой внешней опасности или вмешательства, будь то в экономической, политической или культурной областях. «Неограниченный объект» – это весь мир или планета Земля. Согласно этому пониманию глобализации, этот процесс влечет за собой устранение национальных границ в экономическом (финансовом и коммерческом) отношении и объединение экономических сил на мировом уровне. Дальнейшая судьба этнического государства – первая проблема, поднятая в арабском мире при рассмотрении этой темы»10. www.keepbanks.ru
Среди социальных последствий этой чрезмерной всемирной концентрации богатства автор выделяет усиление раздробления между нациями и между сегментами общества (не только между классами, но и между группами, подгруппами и индивидуумами, которые являются частью каждого уровня). Аль-Джабри полагает, что «эта тенденция будет иметь страшные последствия, расширяя социальные различия, которые являются уже значительными и широко распространенными. В государствах арабского мира и других развивающихся странах неравенство возрастает день ото дня и, как ожидается, станет даже более серьезным в будущем, поскольку это непосредственно касается вопросов стабильности и безопасности. Последствия политики приватизации, которую эти страны проводят, представляют собой увеличение избытка рабочей силы в общественном секторе, который традиционно нанимал их с тем, чтобы уменьшить общественное бремя или безработицу»11. «Если экономический рост в прошлом использовался для создания рабочих мест, то динамика развития в контексте глобализации и либерализма ведет к уменьшению количества рабочих мест и фактически зависит от этого уменьшения». Множество секторов в областях новейших технологий, коммуникаций и средств массовой информации, которые в настоящее время развиваются наиболее интенсивно, не требуют большого числа рабочих. В контексте глобализации и приватизации «технологические усовершенствования ведут к увеличению безработицы и, в свою очередь, к социальным кризисам»12.
По мнению ряда современных арабских мыслителей, в том числе и аль-Джабри, одним из прямых результатов глобализации является умножение бедности, которую считают неизбежным последствием увеличения неравенства. Аль-Джабри пишет, что «20% богачей мира контролируют 80% производства сырья во всем мире. В Соединенных Штатах объем материальных ценностей увеличился на 60% за период с 1975 по 1995 гг., но менее одного процента населения страны улучшило свое материальное положение благодаря этому увеличению»13.
М.А.аль-Джабри считает, что «в действительности, существует четко сформулированная идеология глобализации, которая основана на трех принципах:
– уничтожении существующей системы этнических (национальных) государств с тем, чтобы дать возможность многонациональному конгломерату и «новому капитализму» управлять миром;
– использовании информации и современных средств связи в кампании культурного и интеллектуального империализма для выделения небольшой группы образованных индивидуумов (особенно технократов) и создания элитарного круга «менеджеров», все усилия которых сосредоточены лишь на достижении прибыли;
– негуманном использовании мира и людей, согласно принципу «выживания сильного», где «сильный» означает наиболее успешный в приобретении богатства, влияния и власти. В контексте этой философии приватизации, частного предпринимательства и конкуренции – все это является частью идеологии, которая продвигает идею маргинализации и устранения лишних рабочих мест, согласно принципу «больше прибыли, меньше рабочих»14.
Марокканский философ, сосредоточив свое внимание на империалистическом характере глобализации, указывает на то что, это не просто программа, которая будет осуществлена, или кампания, имеющая целью стимулирование конкуренции и увеличения объемов международной торговли, а скорее система, навязывающая денежно-кредитный капитализм в отличие от капитализма товаров и изделий, которая внедряет либерализм в его наиболее экстремальном и жестком виде. Глобализация ведет к устранению таких учреждений, как ООН, которые использовались государствами в течение последних 50 лет для обеспечения стабильности в мире.
Аль-Джабри обращает внимание на то, что в арабском мире, как и во всех регионах, которые стремятся к экономическому и культурному развитию в пределах национальной родины, глобализация рассматривается как феномен, продвижение которого достигается за счет государства и нации. Власть и полномочия государства не только в экономике и информации, но также и в политическом и культурном отношении узурпируются глобальными учреждениями. Аль-Джабри пишет: «Результаты подобного явления подобны результатам приватизации, которые передают собственность государства частному сектору». Аль-Джабри приходит к выводу: «Если глобализация – система, которая преодолевает границы страны, государства и нации, то это раскольническая и подрывная сила. Ослабление власти государств и уменьшение их роли в пользу глобализации неизбежно приведет к возникновению «зависимости» от групп (к примеру, племен, кланов, религиозных движений или сект), которые находятся в конфликте с государством. Результат – разделение общества и нарушение его единства, которое часто причиняет вред государству или тому, что остается от него, вызывает озабоченность по поводу соблюдения «закона и порядка»15.
Рекомендуем к прочтению:
Заключение.
Подведем итоги. Сделаем выводы.
1.Много столетий народ российский мог только мечтать о демократических правах и свободах, краеугольным камнем которых было избирательное право. На рубеже 90-х годов он их получил.
2.Демократии присущи сво ...
Понятие «элита» и основные теории политических элит
Термин «элита» (от фр. elite — лучший, отборный) начиная с XVII в. стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., так стали называть высшие социал ...
Социал-демократическая идеология
Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Чуть ли не все социал-демократические партии конца XIX – начала XX вв. ставили своей целью разрыв с капитализмом. Критики этой идеи утверждали, что ...