Референдум: понятие, виды.
Политические материалы » Институт референдумов - законодательная база и технологическое обеспечение » Референдум: понятие, виды.
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.
Плебисцит — (ПЛЕБИСЦИТ (лат. plebiscitum, от plebs - простой народ и scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. В некоторых странах (напр., во Франции) считается синонимом референдума.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
Классификация референдумов.
1. В научной литературе широко распространено, например, подразделение референдумов на конституционные, законодательные и консультативные.
При этом за основу классификации берутся их предмет и содержание
. При референдуме конституционном на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки, а предметом законодательного референдума является проект закона.
2. По
способу проведения
референдумы подразделяются на обязательные (императивные),
без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе, и факультативные, которые проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого иного компетентного на то органа.
3. По сфере применения
референдумы классифицируются на общенациональные,
проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные,
осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций, штатов и т.п.).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.
От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Рекомендуем к прочтению:
Бремя морального выбора: дух парламентского
корпоративизма
Освоению ценностей и социальной миссии депутатства как условия для разрешения проблем морального выбора способствует, во-вторых, дух корпоративизма как составная часть нравственного кредо. Палаты российского парламента вполне подходят под ...
Специфика институциональной политической рекламы в
условиях переходного общества
Анализ практики политической рекламы в современных условиях переходного общества, показывает, что в ходе избирательных кампаний политическая борьба сконцентрирована вокруг личностей, точнее, умело созданных имиджей кандидатов, их политиче ...
Вывод
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органо ...