PoliticalMind

Политическая аналитика

Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения
Страница 1
Политические материалы » Социальная политика » Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения

Последние десятилетие XX века для России является периодом перехода от административно-командной системы управления к демократической, периодом формирования гражданского общества, рыночной системы экономики и т.д., что в целом можно назвать переходным периодом.

Главный признак социальной политики переходного периода состоит в том, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов коренного обновления как государства, так и общества в целом. Продвижение к демократии в современных условиях предполагает отход от абсолютизма государственного управления и преодоление пассивности людей в защите своего социального положения. В переходный период остается опасность диктаторских методов “наведения демократии”. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей. www.guidebanking.ru

Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

· Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;

· Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;

· Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;

· Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

· Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

· Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;

· Борьба с преступностью.

Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Государственный герб
При создании государственного герба РСФСР, а затем и СССР было рассмотрено множество вариантов. Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., утвердила первый герб РСФСР. Вместе с тем поиск продолжался и 20 июля 1920 г. ВЦИК одобрил оконч ...

Типология политических конфликтов
В политической науке принято классифицировать конфликты по следующим признакам: С точки зрения зон и областей их проявления: внешне - (международные) и внутриполитические конфликты Среди международных конфликтов могут выделяться кризис ...

Социально – политические истоки тоталитаризма
Политический результат “большого скачка” - окончательное утверждение тоталитарного режима. Тоталитарный политический режим в СССР имел те же черты, которые присущи тоталитаризму вообще: отсутствие гражданского общества, монополия одной по ...