Введение
Официально начало избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ будет объявлено Указом Президента РФ Владимира Путина в период примерно с 26 августа по 7 сентября 2003 года. Тем не менее, предвыборная кампания уже фактически началась, и проводится она не по нормам избирательного законодательства, которые начнут действовать только с момента официального объявления даты выборов, а в соответствии наличием у политических партий и влиятельных российских политиков финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов.
На телевидении постоянно демонстрируется реклама политических партий “Единая Россия”, “Народный депутат”, “Партии жизни”, “Партии возрождения России”, которые можно отнести к партиям власти, поддерживающим Президента РФ Владимира Путина, а также некоторых других, в частности, “Союза правых сил”, партии “Русь”, “Русской партии”, “Евразийской партии” и некоторых других. Рекламы КПРФ и партии “Яблоко” пока нет. Не менее активно эти же партии рекламируют себя на щитах, расположенных на улицах городов и вдоль автомагистралей.
Реклама в форме видеороликов на телевидении и щитов на автомагистралях является очень дорогой, и в силу отдаленности от момента выборов обладает сравнительно невысокой эффективностью. Но ряд политических партий, располагая финансовыми ресурсами из различных источников, начали избирательную кампанию раньше срока вполне сознательно.
Нормы нового законодательства о выборах ограничивают возможности агитации и ведения PR-кампаний во многом именно в части расходования финансовых средств. До объявления даты выборов можно размещать агитационный материал без последующего отчёта за него перед избирательными комиссиями, поскольку в этот период на агитацию не распространяются финансовые и другие ограничения, устанавливаемые нормами избирательного законодательства. Поэтому многие новые, неизвестные избирателям партии пытаются до начала действия этих ограничений повысить уровень своей узнаваемости, даже используя дорогие способы политической рекламы.
Для того чтобы понять всю значимость злоупотребления административным ресурсом на выборах, необходимо составить чёткое представление об основных типах избирательных кампаний. Например, в странах, где влияние СМИ низко, реальнее всего использовать прямой контакт с избирателями посредством личных встреч и общественных митингов.
Оценка относительной значимости различных методов проведения избирательных кампаний - непростая задача. Нет достоверных данных, которые можно было бы использовать для убедительного анализа характеристик тех или иных кампаний. Более того, даже если бы такие данные были доступны, важно различать средства, затраченные на проведение кампании определенного рода, с одной стороны, и ее важность, с другой. Это различие особенно важно для страны с ограниченным или неравным доступом к средствам проведения кампании.
В особых случаях, когда только одна сторона имеет реальный доступ к средствам информации (СМИ), контролируемым государством, и не оплачивает свое освещение ими, расходы на СМИ могут вообще не фигурировать в списке расходов, хотя масс-медиа может быть самым важным инструментом кампании. С другой стороны, партии соперничающие, например, как в случае российских выборов, с «Единой Россией», должны были потратить крупные суммы на проведение агитации методом обхода избирателей «от двери к двери». Анализ показывает, однако, что, основной причиной необходимости проведения именно такой кампании для этих партий стало не убеждение в особой эффективности данной конкретной предвыборной стратегии, а то, что они были напрямую вынуждены полагаться на такие методы, зачастую чрезвычайно затратные и отчасти бессмысленные, в силу ограниченного доступа к СМИ и другим иным средствам проведения кампании, находящимся под контролем государства и государственных органов.
Рекомендуем к прочтению:
Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени
Развитие промышленного производства (первые капиталистические предприятия - мануфактуры: в ХIV-ХV вв. - в средиземноморских городах, в XVI в. - в Англии, Голландии, Франции), кораблестроения и мореплавания (открытие Америки в 1492 г., отк ...
Советская политическая культура
Интервью с представителями старшего поколения россиян, проведенное Ю.Д. Шевченко, позволило реконструировать облик советской политической культуры. Были рассмотрены прежде особенности доверия пожилых россиян политическим институтам. Выясн ...
Трансформация политических режимов
Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении. Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность общества, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных ...