Гуманистическое содержание ленинской
концепции социализма
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » Гуманистическое содержание ленинской
концепции социализма
Взгляды В. И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в соответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые вопросы, выдвигавшиеся жизнью перед партией большевиков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В. И. Ленина сформулирован ряд принципиально новых идей, означающих «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»[1].
Конечно, если бы Ленин продолжал жить и работать дальше, он внес бы еще не одну перемену в свои и наши представления о социализме. Его концепция по самой своей природе была и осталась принципиально открытой новым подходам и решениям, отвечающим новым запросам жизни. Поэтому верное к ней отношение, соответствующее ее собственным принципам, состоит в том, чтобы выделить в ней глубинное содержание, которое может служить стратегическим ориентиром при анализе проблем современного этапа истории. Такое глубинное содержание, подлинное ее основание и составляют идеи гуманизма.
Гуманизм в широком смысле - воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность и самоцель общественного прогресса, отстаивающее его право на свободу и всестороннее развитие от посягательств со стороны церкви, государства и других общественных институтов. Как идейное течение гуманизм оформился еще в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.), когда под мощными ударами гуманистического движения католическая церковь лишилась монополии на духовный мир человека. Однако духовное самоосвобождение немногих сопровождалось политическим закабалением большинства со стороны феодальных государств, трансформировавшихся в абсолютистские монархии. Дальнейшее развитие гуманизма выразилось прежде всего в идеях европейских и американских просветителей, идейно подготовивших буржуазные революции XVII - первой половины XIX в., благодаря которым за человеком был закреплен новый круг прав - политических, предоставивших каждому гражданину возможность влиять на формирование государственных органов и запрещающих государству вмешиваться в частную жизнь граждан. Но и этот прогресс сопровождался новыми утратами. В экономической сфере жизни буржуазного общества человек оказался отчужден не только от средств труда и его результатов, но и от самого труда как человеческой деятельности, а в итоге — от самого себя как деятельного существа, от других людей, разъединяемых конкуренцией, от родовой человеческой сущности. Продвижение к свободе в духовной и политической сферах сопровождалось, следовательно, отчуждением и самоотчуждением человека в экономической жизни. А это с неизбежностью вызывало новые деформации свободы и в социальной, политической, духовной сферах его жизнедеятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Причины элитизма. Функции и типы элит
Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причи ...
Ротшильды и Рокфеллеры
Николас Хаггер в своем труде «Синдикат» также описывает вышеприведенные тайные общества, но они у него имеют общую основу – финансирование, которое, исходя из его исследования, производили влиятельнейшие семейные династии Ротшильдов и Рок ...
Договорная теория.
Отдельные элементы данной теории разрабатывались философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако, в своем классическом виде она появилась лишь в
XVII-
XVIII веках. Наиболее видными ее представителями были Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, ...