Суверенитет и внешнеполитические приоритеты
современной РоссииСтраница 1
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Суверенитет и внешнеполитические приоритеты
современной России
Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Однако такое многообразие народов все же может повлечь за собой возможные недоразумения между нациями. Возможность нападения на Россию извне практически в настоящее время и на ближайшее будущее исключена. Никакое государство ни США, ни Китай, не станут нападать на вторую по военной мощи ядерную державу. Себе же дороже. Другое дело – внутренние распри, которые могут перейти в гражданскую войну, чему свидетельством уже были две чеченские войны. Кроме этого все еще остается большим разрыв между доходами различных групп населения и порой откровенная социальная несправедливость что также может повлечь за собой социальный конфликт, который может перерасти в войну. Вспомним, русские революции на ней и основывались. Поэтому в данной главе понятие «мир» рассматривается в самом широком смысле, не только как отсутствие внешнего нападения, а преимущественно создание условий для мира внутри страны. Наиболее четко и ясно позицию в межнациональных отношениях выразил премьер Путин в разговоре с народом 4 декабря 2008, где по поводу недавнего убийства на межнациональной почве им было заявлено: «Россия и стала великим государством только благодаря терпимому отношению к тем народам, тем этносам, которые ее составляют. Россия и может оставаться великим государством, если каждый народ и каждый, даже небольшой этнос, будет чувствовать себя в России, как в собственном доме.
И те недалекие, просто глупые и тупые люди, которые нарушают этот принцип, полагая, что они действуют в интересах русского народа, они наносят этому народу непоправимый ущерб. Реакция может быть только одна. Дело даже не в ужесточении наказания, а в его неотвратимости. Я очень рассчитываю на то, что в обществе будут ясно и четко сформулированы принципы нетерпимости к подобного рода проявлениям. А наша правоохранительная система будет эффективно работать и вовремя приводить людей, которые совершают такие преступления, в чувства[19]».
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органам государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации[20]. Но, в отличие от других традиционных моделей федерализма российский имеет свои особенности.
Прежде всего, у него другая политическая природа. Своими корнями он уходит в советскую федерацию, созданную в 1922 г. административным путем. В дальнейшем федеративность продолжалась насаждением сверху. При этом не учитывались многие факторы. Нередко титульные нации не составляли большинства населения, и статус таких образований назначался из центра. Федерация носила не общегражданский, а национальный характер. Она была недемократичной и малоэффективной. Национальный характер автономных образований явился той замедленной бомбой, которая в итоге взорвалась в лихие 90-е годы, когда Президент Ельцин легкомысленно предложил автономным образованиям «взять столько суверенитета сколько они смогут проглотить». Поэтому некоторые субъекты, преимущественно национальные, проглотили и не поперхнулись, после чего долго пришлось просить частично отрыгнуть проглоченное, как это являет собой пример Татарстана и Башкирии. Другие проглотили, не поперхнулись и не отдали, однако в дальнейшем не смогли переварить проглоченное, чему ярким примером является Чеченская республика. Вместе с тем и российское руководство оказалось чересчур нетерпеливым, посчитав решить проблему силовыми методами, в результате чего явились две мерзкие и позорные жестокие войны.
Рекомендуем к прочтению:
Основные группы стран с различным
социально-экономическим развитием
Большое практическое значение (для познания многообразия и закономерностей современного мира) имеет типология стран по характеру экономики и уровню социально-экономического развития.
Показателем уровня социально-экономического развития с ...
Политические рекомендации для
продвижения и поддержки предпринимательства на местном и региональном уровне
Общепризнанно, что общая нестабильность на политическом уровне в сочетании с нехваткой устойчивой правовой структуры мешает развитию малых предприятий в России. Существует также определенное сопротивление экономическим реформам в этой обл ...
СМИ и политика
Роль коммуникаций в политике. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установле ...