Суверенитет и внешнеполитические приоритеты
современной РоссииСтраница 2
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Суверенитет и внешнеполитические приоритеты
современной России
По существу в Российской Федерации автономные национальные образования так и остались под мягким административным управлением и случись какая либо политическая или экономическая проблема, а в настоящее время все же мировой кризис, неизвестно долго ли сохранится мирное развитии государства.
Кроме этого в России осуществлен смешанный тип федерализма, сочетающий административно-территориальный и национально-территориальный принципы. Выше уже было указано, что в настоящее время в нашу цивилизованную эпоху, понятие «нация» должно применяться практически как синоним понятию «гражданин». Все национальности на территории России называются россиянами и являются гражданами России. Автономизация по национальному признаку является, таким образом, анахронизмом. Но готова ли Россия преодолеть этот анахронизм без межнациональных войн и потрясений?
В реальной политической практики в 1994–1997 г. различия между республиками и областями усилились и стали очевидны различия во взаимоотношениях с федеральным центром в сферах экономики, внешней торговли, законодательства, распоряжения землей и ее недрами. Такое неравноправие делает Россию «расплывчатой» и неустойчивой[21].
Процесс федерализации России пока еще не является завершившимся. Некоторые добиваются изменения своего положения вплоть до готовности выхода из него. Руководству Чечни, как видно в настоящее время выгодно оставаться в составе Российской Федерации, поскольку на ее стабильность уходят огромные инвестиции, но положение всегда может измениться. Каким путем пойдет процесс реализации национальных интересов сложно спрогнозировать.
Поэтому национальная политика России в этом отношении противоречива и в политико-правовом отношении недостаточно разработана. В Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека и гражданина и в других документах провозглашаются демократические направления и принципы национальном политики, но в реальной жизни она искажаются или вообще игнорируется.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина записано, что каждый российский гражданин вправе свободно определять свою национальную принадлежность, каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание детей на родном языке. Люди одной нации могут объединяться для сохранения и развития своей культуры, исполнения религиозных обрядов, создания школ клубов, театров, издания книг, журналов и другой деятельности[22].
Одновременно российские законы предусматривают уголовную ответственность за прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам. Но в действительности этого недостаточно для обеспечения национальных интересов каждого народа России, демократических взаимоотношений между гражданами всех национальностей в различных регионах страны.
Федеральные власти пока не могут создать систему синтеза национальных и интернациональных отношений. Иногда федеральные власти идут на широкие уступки национальным образованиям, как в Чечне. Порой поощряют национализм, что является причиной возникновения политических кризисов и острых конфликтов на почве националистических требований. Национальные политики порой проявляют истинный макиавеллизм. Они готовы провозглашать вечный союз, когда им выгодно, и напротив не отдавать ни крохи своих привилегий.
Нередко можно видеть притеснение граждан по национальному признаку. Это касается не только русских, вытесняемых из национальных территорий, но налицо обратная сторона в виде нападений и убийств в Москве в отношении лиц других национальностей.
Как ни печально, но борьба за национальное самоопределение, возникшая у многих народов в момент распада СССР в отдельных регионах переросла в национализм. Он выражается в разнообразных политических действиях, проповедующих национальную исключительность и обеспечивающих преимущества одних нации в сравнении с другими.
Особенно острой в этом отношении выглядит обстановка на Кавказе. В 90-е годы власти национальных республик, захлестнутые борьбой с центром теряли чувство меры в отстаивании национальных интересов, что усиливало политическую конфронтацию внутри страны.
Рекомендуем к прочтению:
Социально-политическая мысль и национальное возрождении и государственности
Украины начала XX века
В начале XX в. социально-политическая мысль в Украине отражала переход украинского национально-освободительного движения от стадии культурного украинознавства и просвещения к организованному просветительству в массах. Своеобразным кредо р ...
Национализация позволит чиновникам заработать. Текст:
Евгений Калюков 21.02.03
Правительство одобрило правила, по которым будут национализировать имущество россиян. Прямой конфискации не будет. А вот коррупция очень даже может быть.
Правительство на своем заседании 20 февраля одобрило проект закона «Об обращении им ...
Национальный институт разрешения конфликтов штатов
Созданный в 1933 г., институт способствует разрешению конфликтов, возникающих между тремя ветвями власти во всех штатах. Необходимо отметить, что предлагаются альтернативные методы разрешения конфликтов. ...