Легитимация политической властиСтраница 2
Политические материалы » Власть как социальный феномен » Легитимация политической власти
Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:
§ Во–первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.
§ Во–вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.
Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:
v национально – государственная безопасность и независимость;
v законность и общественный порядок;
v экономическое благосостояние и социальная справедливость;
v свобода, демократия, права и обязанности человека;
Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.
Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:
1. уровень высшего политико–государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;
2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.
На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:
ü посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;
ü через систему выборов или назначений на высшее государственно – политические посты.
Функции являются явными и социально–необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.
К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:
o функция обеспечения социально–классового господства – социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:
1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;
2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию
o распространения и защиты личной политической власти – вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.
Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность – раздвоение воли политического руководителя:
· он призван решать общественно необходимые задачи;
· он должен думать о сохранении собственной власти.
В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:
Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:
1.
Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.
2.
Функции защиты основных политических ценностей исполняют:
a) Судебная система,
b) Федеральные и местные органы правопорядка,
c) Общественно – политические ассоциации граждан,
d) Независимые от государства средства массовой информации.
3.
Функции интеграции выполняют:
a) Конституция страны,
b) Основные законы субъектов федерации,
c) Политические традиции.
4.
Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей – по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.
Рекомендуем к прочтению:
Характеристика теории империализма западноевропейским мыслителем Дж. Гобсоном
(на примере книги «Империализм»)
Дж. Гобсон рассматривает империализм, как определенным образом обусловленную политику территориальной экспансии.
Стремление какого-либо государства к расширению территории может вызываться необходимостью переселения части народа на свобо ...
Сравнительный анализ избирательных
систем России, Германии, США
Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Например, в 19 ...
Генезис политической мысли в Древнем Мире
В III-II тыс. до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного первоисточника политических порядков. Правда вз ...