Разграничение предметов изучения политологии и политической философииСтраница 1
Политические материалы » Политология и политическая философия » Разграничение предметов изучения политологии и политической философии
Вспомним о том, что политика одновременно является и сферой деятельности, и формой деятельности. Под политическим подразумевается все то, что имеет касательство к феноменам, институтам, организационным формам, за которыми признаны окончательная власть и авторитет, существующие в этом обществе для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.
Мир политического, будучи одной из основополагающих подсистем человеческого сообщества, представляет собой весьма сложный и многослойный комплекс явлений, отношений, процессов и т.д. Важная составляющая мира политического – это политические отношения. Очевидно, что такие отношения могут реализоваться как между различными политическими институтами, так и между различными социально-политическими силами. То есть и те, и другие могут выступать в качестве субъектов политических отношений.
Поэтому политические реальности и феномены невозможно понять без учета системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического в собственном смысле слова. Политическое пронизывает мировоззренческая система, в которой важное место занимают идеология и различные идейно-политические течения, обеспечивающие его субъективную инфраструктуру.
В центре мира политического находятся государство, власть, властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической философии и политической науки и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений.
Некоторые авторы придают власти столь большое значение, что отождествляют ее с миром политического в целом. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, «политическая наука становится равнозначной исследованию власти в обществе, то есть превращается в науку о власти. Это наука о действительной воле к власти и ее рациональной координации в обществе». Очевидно, что здесь политическая наука характеризуется как дисциплина, занимающаяся только феноменом власти. Власть существовала задолго до возникновения государства, она возникла, когда человек вышел из стадного состояния. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства стали над обществом. Иначе говоря, и государство, и власть в собственном смысле этих слов как бы дополняют и усиливают друг друга. Государство – главный или единственный субъект власти и властных отношений. Именно в этом качестве они составляют центральный элемент мира политического.
Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Значение имеют господствующие в данном обществе нормы и правила, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика и другие компоненты национальной культуры. Применительно к рассматриваемому вопросу речь идет о политической культуре, в которой как бы в превращенной форме получает свое воплощение ряд важнейших аспектов политического мировоззрения людей. Политическая культура – это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере, обеспечивая ее единство, целостность и интегрированность. В этом смысле политическая культура составляет в некотором роде этнос, или дух, который одушевляет формальные политические институты.
Мир политического состоит из двух самостоятельных сфер: конкретной или повседневной политической практики, осуществляемой исполнителями всех уровней в лице чиновников, служащих государства; сферы разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации. Это примерно соответствует тому разделению, которое М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача первого состоит исключительно в беспрекословном профессиональном выполнении принятых политиком решений, при этом не неся ответственности за направление и содержание политического решения. Такую ответственность несут политики, которые берут на себя задачу разработки программных установок и основных направлений их реализации.
Рекомендуем к прочтению:
П.А. Столыпин как политический мыслитель и
реформатор
Крупным государственным деятелем, выразителем охранительной идеологии, защитником монархии был Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911). Столыпин, выходец из родовитой дворянской семьи, окончил физико-математический факультет Петербургского у ...
Сотрудничество и конфликты в международной сфере
Принципы мирового сосуществования широко внедрились в международные отношения за последние 20 – 25 лет. Они легли в основу тысяч договоров между странами, значительно укрепив безопасность на многих границах. С их помощью удавалось предотв ...
Принципы разрешения национального вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей независимо от числе ...