Легитимация политической властиСтраница 1
Политические материалы » Власть как социальный феномен » Легитимация политической власти
Факторы |
Уровни |
Средства |
1.Внутренняя легитимация: эмоциональная, бессознательно чувственное восприятие власти: рациональная, исходящая из понимания необходимости и целесообразности данной системы политического устройства 2.Внешняя легитимация: моральное – уверенность в том, что любое покушение на общественный порядок встретит осуждение и порицание окружающих; правовые – наличие специальных государственных институтов, выполняющих функции охраны порядка, закрепленного в системе правовых норм. |
1.Идеалистический – основан на соответствии власти устоявшемуся типу личности, на доверии масс знаниям, профессионализму управляющих. 2.Структурная – основана на убеждении людей в правомочности существующей политической системы. 3.Персонифицированная – основана на принципе идентификации лидера с идеалом, на личной симпатии к властвующему лицу, а также на рациональном подходе расчете. |
1.Технократические – научное и техническое обеспечение политического курса (в законах, инфраструктуре, налоговой системе и др.) 2.Социалогические – поиск наиболее безболезненных путей задач. 3.Идеологические и психологические – пропаганда ценностей, на которых основывается проводимая политика, выработка доверия к правительственной информации. |
Политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда она легитимна, то есть правомерно признана большинством народа. Легитимность является совокупностью представлений о власти, своего рода имидж, в котором предстает власть в массовом сознании.
Легитимность – обязательный признак цивилизованной власти, обеспечивающий ее стабильность.
Современная политология выделяет легитимности:
¬ традиционный – основан на праве наследования власти;
¬ патриархальный – основан на прямых односторонних связях;
¬ сословный – на относительных автономности правящих сословий;
¬ харизматический – на авторитете лидера;
¬ религиозный – на вере в божественное происхождение и признание властных субъектов;
¬ конституционный – на свободных выборах органов власти при строгом соблюдении конституционных норм.
Политическая власть является специфической социальной системой, все элементы которой в совокупности образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи.
Категория «система политической власти» характеризует деятельность официальных органов и организаций, осуществляющих политическое управление обществом и связанный с ними комплекс социально – политических отношений. Сюда также включаются и оппозиционные политические силы (партии, движения), каждая из которых имеет свою специфику.
Сущность любой системы можно понять через анализ ее структуры и основных функций.
Любая общественная система имеет в своей деятельности две оси ориентации:
внутренняя ориентация – связана, либо с текущими, актуальными событиями, либо с долговременными потребностями и целями;
инструментальная ориентация – направлена на события как окружающей среды, так и на внутренние события;
В соответствии с основными направлениями деятельности система политической власти выполняет в обществе выполняет функции:
§ Функции внешней ориентации:
a) Адаптационная – политическое управление общественными процессами;
b) Достижения цели – защита основных политических ценностей, поддерживаемых системой власти.
§ Функция внутренней ориентации:
a) Интеграция и стабильность – обеспечение единства и согласованности действий всех институтов и органов власти;
b) Воспроизводство структуры – обеспечение преемственности и стабильности в развитии системы власти.
Функция политического управления общественными процессами есть сущность политики, в которой проявляется сознательная реализация целей государства и общества. Она проявляет себя в указах, законах, распоряжениях, исходящих от высшего политического руководства.
Рекомендуем к прочтению:
Критический взгляд на гражданское общество
Томас Каротес
Заместитель начальника отдела мировой политики в Фонде Карнеги в Нью-Йорке
Гражданское общество - одна из любимейших тем современных гуманитариев.
Президенты и политологи превозносят его как ключ к политическому, экономич ...
Предпринимательство
в России: тенденции и перспективы политики. Развитие сектора малого бизнеса в 1990-е годы
По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 1991/2 и 1992/3 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в ...
Сетевая модель бюрократического устройства
Появление сетевой формы организации в бюрократическом устройстве связывают с развитием нового государственного управления. Можно сказать, что развитие сетей является атрибутом рыночной концепции бюрократии. Рыночная модель бюрократическог ...