PoliticalMind

Политическая аналитика

ковым людям, вследствие чего различия в бо­гатстве здесь останутся, и различия несправедливые. Социализм – живое творчество самих масс
Страница 1
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » ковым людям, вследствие чего различия в бо­гатстве здесь останутся, и различия несправедливые. Социализм – живое творчество самих масс

Возникновение социализма, его дальнейшее развитие есть процесс самостоятельного творчества десятков и сотен миллионов людей, кото­рые руководствуются не придуманными для них тео­риями, а своими собственными интересами. «Живое творчество масс - вот основной - фактор новой обще­ственности . - говорил; В. И. Ленин в 10-й из тех дней, которые потрясли мир. - Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократиче­ский автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»[6]. В глубоком пони­мании народной природы социализма и в самоотвер­женной борьбе за свободное ее раскрытие и заключен подлинный ленинский гуманизм.

«Широкое, поистине массовое создание возможно­сти проявлять предприимчивость, соревнование, сме­лый почин является только теперь .- писал Ленин через два месяца после Октября. - Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и при­том работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»[7]. «Великим почином» назвал он первые коммунистические субботники. Но эти ростки нового, социалистического и коммунистического отно­шения к труду могли развиваться лишь при наличии таких условий, как гласность, учет и контроль резуль­татов, их сравнимость, а главное - обеспечение раз­нообразия как ручательства жизненности нового, пре­сечения всякого шаблонизирования и единообразия, идущих сверху.

В. И Ленин пристально вглядывался в жизнь, в революционный опыт масс в поисках тех «кирпичи­ков», из которых начинает складываться социализм. Верный принципам научности, он подвергал критиче­скому анализу сам этот опыт - как недооценку, так и переоценку его «социалистичности», проявлявшиеся порой и в массах, и среди теоретиков.

Через полгода после Октября, в условиях «пере­дышки», достигнутой благодаря Брестскому миру, В. И. Ленин работал над статьей «Очередные задачи Советской власти». В это время в стране развертыва­лась «кавалерийская атака» на капитал - национали­зация промышленных предприятий, экспроприация ка­питалистов. Но революционер Ленин не подхлестывает эту атаку, а сдерживает темпы наступления. Почему? Да потому, что национализация далеко не тождест­венна реальному обобществлению производства, а до­пустить значительный ее отрыв от экономической ре­альности опасно.

В настоящих условиях, подчеркивал Ленин, глав­ная трудность - «осуществить строжайший и повсеме­стный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обоб­ществить производство на деле»[8]

. В этих словах сжа­то выражена концепция реального социализма, выра­ботанная к весне 1918 г. Продолжая мысль о роли уче­та и контроля, сформулированную еще в «Государстве и революции», Ленин использует ее для ответа на са­мый важный, практически вставший вопрос: что зна­чит обобществить производство на деле? Но, разуме­ется, не просто использует ее как готовую, а детали­зирует на новом жизненном материале.

В сфере самого производства обобществление озна­чает повседневный учет и контроль со стороны рабо­чих на всех предприятиях - национализированных и частных. «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблю­дай строжайшую дисциплину в труде»[9] - эти простые требования должны проводиться в жизнь и массой трудящихся, и Советской властью, ее законами и ме­тодами. Для повышения производительности труда следует использовать все, что есть научного и про­грессивного у буржуазии (например, в системе Тейло­ра), и энергично использовать новые возможности, от­крываемые социализмом, прежде всего организовать соревнование между рабочими, предприятиями, ком­мунами. По отношению же к сохраняющейся буржуа­зии Ленин считает необходимым заменить разовые контрибуции постоянным и правильно взимаемым по­имущественным и подоходным налогом. Пройдет не­много времени, и, анализируя новый опыт, он будет говорить уже о переходе от рабочего контроля к рабо­чему управлению промышленностью, при активном участии профессиональных союзов как школы воспи­тания масс, под контролем Советов как органов вла­сти. Встанет вопрос и об общегосударственном плане развития народного хозяйства, первым образцом кото­рого явится план ГОЭЛРО.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Политическая концепция марксизма
Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).Они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь ...

Политическая культура России в историческом измерении 19 -21 вв. Особенности политической культуры 19 века
Для понимания особенностей политической культуры 19 века существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и зако ...

Основы теории олигархии, железное правило олигархии
В своих трудах Михельс утверждает, что истинная демократия всегда носит в себе зародыш олигархичности. Он успешно развивает мысль, что для истинной демократии необходимо наличие правящей элиты, которая будет представлять собой разнороднос ...