ковым людям, вследствие чего различия в
богатстве здесь останутся, и различия несправедливые.
Социализм – живое творчество самих массСтраница 2
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » ковым людям, вследствие чего различия в
богатстве здесь останутся, и различия несправедливые.
Социализм – живое творчество самих масс
В сфере распределения продуктов обобществление означает создание сети потребительных обществ, кооперативов. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» Ленин отмечает, что в условиях пролетарского государства в корне меняется положение кооперативов, и делает вывод исключительной значимости: «Кооператив, если он охватывает все общество, в котором социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социализм»[10]. Идея единого, общегосударственного потребительского кооператива и даже единых территориальных кооперативов встретила сопротивление со стороны самих кооператоров (буржуазных и рабочих) и нашла компромиссное выражение в декрете, утвержденном в апреле 1918 г. По мнению Ленина, одним из критериев работы Советов теперь становится степень охвата населения сетью потребительских кооперативов.
Наконец, общим условием свободного творчества масс в период перехода от капитализма к социализму является «железная рука» диктатуры пролетариата: прочные формы повседневной дисциплины, беспрекословное повиновение масс единой воле руководителей трудового процесса. Это, однако, не исключает, а предполагает «митинговый демократизм» масс вне рабочего времени, дальнейшее развитие Советов как высшей формы демократизма с целью поголовного привлечения бедноты к практическому участию в управлении. Ленин подчеркивает: «Чем решительнее мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за диктатуру отдельных лиц для определенных процессов работы, в определенные моменты чисто исполнительских функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма»[11].
Таким образом, уже на начальном этапе революции В. И. Ленин разрабатывал концепцию строительства социализма как живого творчества самих масс, которое постепенно, в течение сравнительно длительного периода вытесняет капиталистические уклады жизни социалистическим. Вождь ориентировал партию, Советскую власть на постепенный переход к новому общественному строю.
Но при этом Ленин способствовал утверждению однопартийной политической системы, стремившейся подчинить себе многоукладную экономику огромной страны. РКП (б) оказалась одна против всех политических партий и течений России. Начавшееся с весны 1918 г. их контрнаступление сорвало политику мирного постепенного строительства социализма. Гражданская война и интервенция стран Антанты на два с лишним года ввергли страну в новую военную драму и стоили народам России новых сотен тысяч жертв. В этой обстановке партия и государство стали проводить политику «военного коммунизма», основу которой составляли внеэкономические, военно-административные методы принуждения всех граждан к труду и нищенски уравнительное распределение среди городского населения продуктов, отбираемых у крестьян путем продовольственной разверстки, силою рабочих продотрядов и деревенских комитетов бедноты. В целом, согласно ленинской оценке, это была хотя и вынужденная, но глубоко ошибочная политика, противоречившая «тому, что мы раньше писали о переходе от капитализма к социализму .»[12]. К весне 1921 г. она поставила Советскую власть перед самым глубоким политическим кризисом - кризисом союза рабочих и крестьян.
Осознав нависшую опасность, X съезд партии в марте 1921 г. принял по инициативе Ленина новую экономическую политику. Она означала, с одной стороны, возвращение к старой, осторожной и осмотрительной политике первого периода революции, а с другой — качественно новый подход к построению социализма в стране с преобладанием мелких производителей. Последующая история показала, что нэп имел стратегическое значение для строительства социализма в нашей стране. Но его возможности были искажены и свернуты проводившейся Сталиным политикой насаждения административно-командной системы управления.
Рекомендуем к прочтению:
Политическая культура общества. Сущность политической
культуры. Уровни политической культуры
Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологи ...
Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение ...
Индийская политическая преемственность в историческом аспекте
Одним из наиболее ценных источников изучения древнеиндийской политической традиции, несомненно, является «Артхашастра», или «Наука политики», дату создания которой относят к концу IV – началу III века до н.э. Это произведение представляет ...