Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформацииСтраница 7
Политические материалы » Организация политических институтов » Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации
На основании обращений и жалоб населения высшие органы управления судили об эффективности региональных руководителей разного уровня - как выборных, так и назначаемых. Например, при назначении воевод в царствование Михаила Романова правительство одновременно учредило особый приказ, в котором принимались жалобы от тех, кто "на сильных бьют челом". Точно так же и при расширении выборного начала, например в сельских обществах в XIX веке, вводятся земские начальники, которым предоставляются широкие права по надзору за должностными лицами крестьянского управления и разбору приносимых на них жалоб, вплоть до временного устранения виновников с их должностей. www.transportine.ru
Действие института жалоб регулировало деятельность других политических институтов. Например, количество и характер жалоб населения были одной из причин приоритета выборного или назначенческого принципа в формировании состава региональных руководителей.
Контроль деятельности органов регионального управления посредством разбора жалоб зависит от того, какие группы населения и в какой форме могут эти жалобы подавать и какова будет реакция. В дореволюционной России наиболее эффективными с точки зрения решения поднимавшихся в них вопросов были так называемые "всеподданнейшия прошения и жалобы", т.е. обращения непосредственно на Высочайшее имя. В середине XIX века право ходатайствовать "о прекращении местных злоупотреблений или об устранении неудобств, замеченных в местном управлении", непосредственно перед Императором могли только представители дворянства. Другие группы населения таких прав в тот период не имели.
В советский период право жалобы на действия органов регионального управления любого уровня стало практически всеобщим, могло быть реализовано всеми слоями населения. В этот период действовала система, обеспечивающая прием и прохождение жалоб, реализацию решений по ним и ответственность должностных лиц за их рассмотрение.
Действие института жалоб и обращений выражено также в характерной для России форме работы руководителей разного уровня региональной иерархии - так называемых советах с народом. Эта форма, ушедшая в тень в ходе перестройки, сегодня вновь начинает использоваться. Примером может служить состоявшаяся 10 марта 1998 года встреча в Кремле Президента Российской Федерации со старейшинами Северного Кавказа, где напрямую, минуя уровни регионального управления, представители населения региона излагали свои взгляды на пути решения кавказских проблем.
Именно через институт жалоб население и организации в значительной мере могут инициировать институциональные изменения в соответствии со своими интересами. Норт отмечал, что развитие структуры институтов любого общества дает возможность людям выражать свои идеи, мнения и убеждения с очень низкими издержками для себя, и именно это позволяет осуществлять изменения в обществе. В западном обществе этой цели служит прежде всего избирательный процесс. В России в аналогичной роли выступает институт жалоб, который (наряду с выборами) является формой, механизмом обратной связи. Чем более развит этот механизм, чем шире возможности населения выражать свои жалобы, чем лучше отлажены их учет и контроль за их рассмотрением, тем эффективнее могут быть осуществляемые в обществе преобразования.
В период социальной трансформации российского общества в ходе рыночных реформ произошло существенное обновление механизма жалоб и обращений. Стали формироваться новые, более эффективные каналы для их передачи, что связано прежде всего с увеличением числа формальных и неформальных организаций, 'которые начинают использоваться для этих целей. Прямым выразителем жалоб различных групп населения выступает сегодня Государственная Дума. Постоянство ее действия (в отличие, например, от Земских соборов и съездов КПСС, собиравшихся эпизодически) позволяет региональным представителям осуществлять регулярный контроль за работой центральных органов власти.
Распад административно-командной системы управления, осуществлявшей прием обращений и жалоб через свои региональные подразделения, компенсируется созданием иного рода организаций, служащих этим целям, по инициативе "снизу".
Примером является создание межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, представляющих собой добровольные объединения республик, краев, областей и автономных округов. К середине 90-х годов зарегистрировано восемь таких ассоциаций: "Центральная Россия", "Черноземье", "Северо-Запад", ассоциация регионов Северного Кавказа, "Большая Волга", ассоциация областей Уральского региона, "Сибирское соглашение" и ассоциация субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Рекомендуем к прочтению:
Кумулятивный вотум
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет св ...
Сущность и основные черты российской демократии
В последнее время с изрядной долей скептицизма отзываются о сущностироссийской демократии
.
Во-первых, считать современную Россию демократическим государством неконструктивно. Существуют самые различные мнения об оценках природы российск ...
Механизмы политического ПР
Существует огромное количество компаний, которые занимаются проведением ПР кампаний во время предвыборной гонки. Компании применяют различные механизмы для успешного проведения ПР кампаний. Используются следующие механизмы политического П ...