PoliticalMind

Политическая аналитика

Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации
Страница 2
Политические материалы » Организация политических институтов » Политические институты регионального взаимодействия: пределы трансформации

Административно-территориальное деление не исключает учета исторических, географических, национальных, экономических и иных особенностей территорий и народов. Например, стремлением обеспечить выравнивание политических и административных прав народов разных национальностей в советский период было обусловлено выделение территориальных единиц по национальному признаку. К началу Великой Отечественной войны административно-территориальное деление СССР помимо областей включало в себя 16 союзных и 19 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов, более 100 национальных районов и 400 национальных сельсоветов. "Это был, по сути дела, эксперимент, не имевший прецедента в истории, - территориальная организация полиэтнического государства (этот опыт был затем использован в Китае, Индии, Испании и др. странах). www.psychologyrise.ru

В ходе современных реформ институт административно-территориального деления государства сохраняет свое значение. Именно поэтому специалисты отмечают, что федерация в постсоветской России носит до сих пор в значительной степени формальный характер. А, по мнению В. Каганского, "советское пространство" все еще остается реальностью. Происходит не замена, а модификация рассматриваемого института в соответствии с новыми условиями развития страны.

Иерархия статусов регионов и поселений как политический институт складывалась в тесной связи с рассмотренным выше институтом административно-территориального деления государства. По-видимому, если федеративное устройство предполагает равенство субъектов федерации, то административному устройству имманентна иерархия статусов образующих его регионов и поселений.

Начиная с IX века структура расселения на Руси имела отчетливо выраженный иерархический характер. Уже в тот период государство представляло собой "союз волостей и пригородов под властью старшего города". При этом город земли являлся старшей общиной, следующий уровень иерархии представляли пригороды, а затем - сельские волости. Вершиной иерархии являлся центральный город русского государства. В то время это был Киев.

Правоведы отмечали, что в истории развития западных государств, например германских, иерархии территориальных общностей, аналогичной российской. Например, в рассматриваемый исторический период там имела место личная зависимость иодвассалов от вассалов, а тех - от верховного сюзерена, а не иерархическая подчиненность общин.

Положение региона или поселения в статусной иерархии отражало его значение для развития государства в целом. Так, в период Киевской Руси старшинство древнерусских городов и прилегающих к ним регионов определялось их значением в обороне славянских земель от основного врага с юга и обеспечением безопасности пути "из варяг в греки" для заморской торговли. Соответственно, киевские пограничные земли как наиболее важные для решения этой задачи имели высший статус, что выражалось и в верховенстве киевского престола, затем шли черниговские земли, далее переяславские и т.д.

Иерархия регионов и поселений сохранялась на протяжении всей российской истории вплоть до сегодняшнего дня. В советский период иерархия городских и сельских поселений РСФСР была выражена в ранжировании всех населенных мест, явно представленном в статистических справочниках. Возглавляла иерархию Москва, затем следовали Ленинград, центры автономных республик, краев и областей, города областного, городского, районного подчинения и т.д. Административный статус, отражающий роль и значение населенного пункта в государстве, определял масштабы капитальных вложений в его производственно-экономическую сферу и социально-бытовую инфраструктуру, а также темпы и эффективность его развития.

В настоящее время иерархия сохраняется. Это отражено, в частности, в понятии политико-административного (или конституционно-правового) статуса субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией 1993 года (статья 65) наивысший статус имеет 21 республика, на следующем уровне иерархии находятся 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения, далее следуют 1 автономная область и 10 автономных округов.

Но вопрос о внутреннем содержании статусов разных субъектов федерации еще остается открытым и продолжает быть предметом обсуждения на всех уровнях власти. Это означает, что в ходе нынешних реформ иерархия статусов регионов и поселений еще окончательно не сложилась и находится в стадии дальнейших преобразований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Категория политической культуры: содержание, элементы и функции
Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества . Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политолог ...

Политические партии.
Неотемлимой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. ПАРТИЯ - это политическая общественная организация которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Политическая ...

Российские избирательные кампании в 2003 году: основная тенденция
Характерно, что стратегию раннего начала агитационной кампании активно используют все партии власти, к которым можно отнести “Единую Россию”, “Народный депутат”, “Партию жизни”, “Партию возрождения России”, а, возможно, партию “Русь” и не ...