Политическая мысль в классовых обществах древнего мираСтраница 3
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия - это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.
Платон считал правильным типом государства - монархию, а наилучшим государственным устройством - государство ума, в которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни - справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства - обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.
В философии Платона находятся истоки современного тоталитаризма. У низших нет ничего своего - все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа - правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона - Аристотеля (384 - 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.
Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность - это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не "абсолютно совершенное государство", а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.
Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство - это судьба рабов. Аристотель считал неравенство - причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на "правильные" и " неправильные". Правильный - это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).
Неверный - это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства - аристократию и политию. При этом для большинства полисов именно полития, так как она обеспечивает наибольшую стабильность общества, так как в нем владычествуют средние слои, а не богатые или бедные. Средние слои обеспечивают равновесие сил в политической жизни. Политический идеал Аристотеля ориентировался не на прошлое, а на современность и будущее. Созданный им категориальный аппарат, в том числе и в политологии, в значительной мере сохранил свою ценность и в наше время.
На смену этому периода пришел период развития Христианства. Оно успешно превращало утонченные идеалы философов в легко усваиваемые догматы религии. Результатом такого превращения в политике постоянная религиозная концепция политики.
Рекомендуем к прочтению:
Политическая мысль XIX-XX веков
Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но ...
Национал-социализм и фашизм
Согласно американским социологам Х. Герту и К. Миллсу дающим пространное определение национализма, национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы лю ...
Политические идени Нового времени (ХІХ - нач. ХХ ст.).
Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ - первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 - 1609 гг.), Англии (1640 - 1688 гг.), Франции (1789 - 1794 гг.), Америке (1775 - 1783 гг.). ...