Политическая мысль в классовых обществах древнего мираСтраница 1
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Политическая мысль древности связана с судьбами народов Египта, Вавилона, Индии, Китая, Персии, Греции, Рима. Поскольку все политические теории отображают реальные политические отношения общества, то и появиться они могли лишь с появлением политической жизни общества и государства.
Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:
* мифологическая;
* философско-этическая;
* религиозная;
* гражданская;
* социальная.
Каждой из этих концепций отвечает свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.
Творцы и носители мифологической концепции политики - народы Давнего Египта, Вавилона, Индии, Персии. В ІІІ-ІІ тыс. к н.э. в дельтах больших рек (Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Хуанхэ) возникают могущественные государства - Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, древнерусские и древнекитайские государства.
Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:
* административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;
* поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;
* централизованное перераспределение государством ресурсов.
Социально-политические представления древневосточных обществ носят преимущественно религиозно-мифологический характер, который подчеркивает божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.
Мифологическая традиция одобряет существующий порядок и есть «теоретическим оправданием его необходимости». Например, в Древнем Египте рабовладельческая идеология нашла свое выражение в таких произведениях как «Поучение гераклиепольского царя своему сыну» где утверждается необходимость укрепления государственной власти путем проведения политики, которая объединяет суровость до одних и благосклонность к другим. Те, что не подчиняются верховной власти достойные физической расправы.
Политические идеи Древнего Вавилона ярко переданы в законах царя Хаммурапи (XVІІІ cт. к н.э.). Укрепление власти рабовладельцев и охрана интересов государственных людей - главная из них.
Политическая мысль Давней Индии носила отображение религиозно-политической идеологии буддизма и брахманизма. Последователи буддизма считали, что миром правит не бог, а естественный закон и человеческие дела зависят от собственных усилий людей. Буддизм основан на признании нравственно-духовного равенства людей. Именно поэтому политической мысли Давней Индии характерно соединение идей твердой государственной системы с религиозно-моральным индивидуализмом.
Именно в Древней Индии удалось детально разработать концепцию человеческих обязанностей и практически не оставить место для прав.
Определенный отход от ранних мифологических представлений в сторону рациональных состоялся в Древней Персии и связанно это с именем Заратустры. Согласно его учению в мире идет борьба добра и зла и в конечном итоге победит добро. Государство должна быть земным воплощением небесного царства, а монарх должен защищать подданных от бедствия, бороться против зла в государстве. Кастовое распределение общества базируется на свободном выборе каждого того или другого вида занятий.
Собственно политические теории агродеспотичних государств, которые носили новый рационалистический характер, были созданные только в рамках китайской общественной мысли. Древнекитайским философам удалось найти основной нервный узел существования азиатского деспотизма - деление общества на то, кто делает и кто руководит.
Главному вопросом для китайских философов была проблема эффективного управления обществом. Они предложили несколько вариантов решения этого вопроса: два главных (Конфуциантство и Легизм) и два побочных (Моизм и Даосизм).
Конфуцианское решение проблемы состоит в разработке патриархально-патерналистской версии деспотического государства.
Конфуций (Кун Фу-цзи (551 - 479 гг. к н.э.) считал, что высочайшей эффективности управления государством можно достичь лишь на принципах патриархально-клановой формы подчиненности - по старшинству в семье.
Государство у Конфуция - это одна большая семья, где власть императора - власть отца, а отношения правителей и подданных - родственные отношения.
Рекомендуем к прочтению:
Типы партий
Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы.
В зависимости от социальной базы различают: партии моносредные, состоящие исключительно из представ ...
Новый миропорядок
На рубеже нового тысячелетия перед человечеством в полный рост встали глобальные проблемы, от успешного решения которых зависит его судьба. Характерная особенность этих проблем заключается в том, что они могут быть решены лишь в результат ...
Демократия и либерализм
В социально-экономической литературе обсуждается вопрос об издержках становления демократии, а точнее - о возможном негативном влиянии "преждевременной" демократизации на экономический рост.
Результаты проведенных исследований ...