Политическая мысль в классовых обществах древнего мираСтраница 2
Политические материалы » История политической мысли » Политическая мысль в классовых обществах древнего мира
Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на началах принципов добропорядочности, которые заложены в системе «правил поведения» - норм и ритуалов ''Ли''.
Политическая концепция Конфуция включает в свой состав такие идеи:
* суровое иерархическое распределение обязанностей между членами общества, в семье, в государстве по принципу "правитель должен быть правителем, подчиненный - подчиненным";
* культ предков, мудрости, знания;
* достижение людьми уровня "благородного мужа", который есть добрым и справедливым к народу, почтительным к старшим и высшим;
* правление меритократии (достойных, талантливых);
* установление идеальных отношений в семье и государству соответственно принципу "чего не желаешь себе, того не делаешь другим".
Конфуцианство (а с VІ ст. н.э. – неоконфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Кореи, Вьетнаме и других странах.
Совсем другое решение проблемы наилучшего администрирования предложила доктрина легизма, которая наиболее последовательно изложена Шан Яном (400 - 338 гг. к н.э.). Он поставил под вопрос практическую эффективность конфуцианских призывов к управлению на основе добропорядочности и предложил альтернативный вариант управления на основе твердой системы административных приказов - законов ''Фа''.
Шан Ян считал, что основной фактор, который подрывает основы общества - это торговцы и ремесленники, которые находятся вне системы непосредственного бюрократического контроля и обогащают себя, а не государство. Он учитывал, что это путь к сильному народу и слабому государству, а деспотизм может существовать продолжительно только при обратном соотношении - «слабый народ» - «сильное государство».
Слабым народом может быть лишь контролируемый народ, он должен быть постоянно запуганным и дисциплинированным. Основные методы построения деспотического государства - материальное стимулирование частных собственников, метод «уравнение имущества» т.е. поощрение бедных к обретению собственности, а богатых - к добровольной отдаче части имущества бедным; метод наград и наказаний и т.п
Но реализация идей легизма привела к краху династии Цинь в конце ІV ст. к н.э. Конфуцианство, а не легизм стало официальной идеологией китайской империи.
Кроме конфуциантства и легизма, в политической мысли Китая надо выделить еще два варианта решения проблемы стабилизации политических структур.
1-я - сравнительные идеи моизма, выдвинутые Мо-цзи (479 - 400 гг. к н.э.). Их сущность - в ''казарменной'' минимизации потребления. Мо-цзи принадлежит догадка о договорном происхождении государства.
2-и - даосизм (от кит. дао - путь) - суть которого в отказе от искусственных форм сожительства и возвращении к естественной простоте и примитивизму. Государство должна быть маленьким государством - поселком, а народ - неграмотным, что разрешит сделать главными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции.
Основным итогом китайской политической мысли была разработка уникальных методов бюрократического управления обществом.
В районе периферийного Средиземноморья возник античный вариант политического развития. Его эпицентром постоянная Античная Греция. Концепция политики, предложенная античными философами приобрела название «философско-этическая».
Эллада дала человечеству богатое духовное наследство, пронизанное духом гуманизма, умной организации общественного бытия. Эта умная организация была воплощена в древнегреческих полисах.
Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство - наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени - не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.
Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».
Платон был идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое он разработал в трактате "Государство". Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.
Рекомендуем к прочтению:
Общественно-политические движения и организации
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения- это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие ...
Цель оправдывает средства
Если посмотреть на историю наших отношений последних пяти веков, то нельзя не заметить: Запад все время пытался подорвать Россию, привести ее к коллапсу и распаду, к военному поражению. На этот счет написаны сотни книг и исследований, а п ...
Расовая теория.
Расовая теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», ко ...