PoliticalMind

Политическая аналитика

Обзор

Система международной защиты этнических и национальных меньшинств включает в себя два аспекта: недопущение дискриминации и отдельно защищаемые права меньшинств.

Принцип недопущения дискриминации закреплен во множестве международных договоров по правам человека. Он также является безоговорочной нормой международного обычного права, что означает, что соблюдение этого принципа является обязательным для государств вне зависимости от того, какие именно договоры они ратифицировали. Принцип недопущения какой бы то ни было дискриминации заключается в запрещении всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения на основе пола, расы, цвета кожи, языка, этнической принадлежности, вероисповедания или по любому другому признаку, которые сводят на нет или ущемляют признание, использование или осуществление всеми лицами на равных началах прав человека и основных свобод. Государства принимают на себя обязательство предотвращать любую дискриминацию, как в своем законодательстве, так и на практике, будь то со стороны государственных органов или частных лиц. Аналогично, перед ними стоит обязательство предотвращать как прямую дискриминацию – то есть, такое обращение, которое преследует дискриминационные цели, – так и любую косвенную дискриминацию – то есть, внешне нейтральное отношение к людям, но имеющее такие дискриминационные последствия, у которых нет никакого законного обоснования. Что касается представителей этнических и национальных меньшинств, то требование недопущения дискриминации особенно важно с точки зрения таких прав, как свобода самовыражения и доступа к средствам массовой информации, свобода собраний и ассоциаций, право на участие в государственной деятельности, право на образование, а также весь комплекс экономических, социальных и культурных прав.

За последние десятилетия в качестве дополнения к принципу недопущения дискриминации на международном уровне были постепенно разработаны отдельные права для национальных меньшинств. Права меньшинств отличаются от прав человека в традиционном их понимании тем, что сосредоточены либо на правах отдельных групп, либо на правах отдельных лиц, которые являются представителями таких групп. Хотя международное право не дает никакого юридически обязывающего определения понятия «меньшинство», меньшинства, которые подлежат особой защите, обычно понимаются как группы, разделяющие общую самобытность и неповторимость и отличающиеся своим этническим, языковым или религиозным своеобразием, которое выделяет их на фоне большинства населения той территории, на которой проживают такие группы. Задача охраны прав меньшинств состоит в предоставлении лицам, входящим в состав таких меньшинств, возможности принимать участие в жизни общества на равных основаниях с представителями большинства населения, сохраняя в то же время свою самобытность, особенности и традиции своей жизни. Положения о правах меньшинств также признают необходимость принятия действенных мер, направленных на устранение того ущербного положения, от которого страдают представители меньшинств, и обеспечение действительного равенства в обществе. Как очевидно из международных документов, меры, предпринимаемые для развития прав меньшинств, ни в коей мере не должны рассматриваться и восприниматься как элементы дискриминации по отношению к другим группам.

В течение последних десятилетий был наработан отдельный пакет международных стандартов, касающихся прав коренного населения. Как и в случае с меньшинствами, не существует универсального определения понятия «коренное население», и нет всеобщих стандартов по определению того, какие группы принадлежат к этой категории. Тем не менее, коренное население может быть охарактеризовано как находящиеся в ущемленном положении потомки тех людей, которые населяли конкретные территории до колонизации, завоевания или оккупации и которые обладают определенными характеристиками, выделяющими их в культурном плане на фоне другого населения того региона, в котором они проживают. Самоидентификация такого населения как коренного является важным критерием признания в качестве коренных жителей, как отдельных народов, так и их отдельных представителей.

Далее приводится обзор международных стандартов, имеющих отношение к защите прав национальных меньшинств и коренных народов. Основной упор делается на те международные договора, которые ратифицированы Россией, тем не менее, обсуждаются также существенные юридически необязательные стандарты, которых Россия самостоятельно обязалась придерживаться.

Рекомендуем к прочтению:

История политических учений
История политических учений, как составная часть культуры человечества, воплотила в доктринальной форме возникавшее в разные эпохи стремление осмыслить политическую жизнь, стремление к справедливости, свободе. Обращение к сокровищнице пол ...

ковым людям, вследствие чего различия в бо­гатстве здесь останутся, и различия несправедливые. Социализм – живое творчество самих масс
Возникновение социализма, его дальнейшее развитие есть процесс самостоятельного творчества десятков и сотен миллионов людей, кото­рые руководствуются не придуманными для них тео­риями, а своими собственными интересами. «Живое творчество м ...

Консерватизм, неоконсерватизм
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ...