Государственное устройство, правительствоСтраница 1
Политические материалы » Государственное устройство Ватикана » Государственное устройство, правительство
Город-государство Ватикан (Stato della Citta del Vaticano) — абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Карликовое государство-анклав (самое маленькое государство мира) внутри территории Рима, полностью независимое от Италии. Своё название государство получило от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia — «место гаданий».
Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго. Главной целью созданного государства является обеспечение независимости папы в осуществлении его “вселенской миссии”. Административного деления, как и других городов, страна не имеет.
Государство города Ватикана не имеет кодифицированной конституции. Она состоит из основного закона на 2001 год и актов, утвержденных папой:
1) Закона об источниках права, который предусматривает, что главными источниками права Ватикана являются: кодекс канонического права и апостолические постановления, законы, принятые папой или делегированной им властью.
2) Закона о праве гражданства и праве пребывания.
3) Закона об административном устройстве.
4) Закона об экономической, торговой и профессиональной организации, устанавливающего наличие собственной валюты Ватикана.
5) Закона об общественной безопасности.
Устанавливается, что по вопросам, не урегулированным законодательством Ватикана, применяются итальянские законы - уголовный, гражданский, торговый и соответствующие процессуальные кодексы, а так же иные итальянские правовые акты некоторых сфер, например, мер и весов, путей сообщения, связи. Делается оговорка, что применение правовых актов Италии не может противоречить предписаниям Божественного права, а так же Договора и Конкордата 1929 года.
Конституционное значение имеет так же политический договор между святым престолом и Италией 1929 года и кодекс канонического права - в части регулирования формирования и деятельности органов римско-католической церкви, которые одновременно входят в систему управления Ватикана.
Все Ватиканское государство принадлежит мировому культурному наследию и оно – носитель особой независимости, которая превышает его и принадлежит Святейшему Престолу. Таким образом, государство находится на службе папской свободы. В политической структуре нашего мира нелегко обладать эффективной нравственной свободой без юридической независимости. Это признавал даже Бисмарк «Будь то 10 или 100 гектаров земли, Папа должен быть монархом».
Глава государства – Папа Римский, имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви и монарха ватиканского государства. Избирается Папа из числа кардиналов, пожизненно тайным голосованием коллегией кардиналов большинством в 2/3 голосов плюс один голос не позднее чем через 18 дней после смерти предыдущего Папы.
Выборы папы происходят в Ватикане – в знаменитой Сикстинской капелле Апостольского дворца, своды которой расписаны великим Микеланджело. По традиции процесс выборов папы происходит в изолированном помещении, все входы в него опечатываются (раньше кардиналов просто замуровывали на период заседания конклава). Кардиналы, их личные секретари, обслуживающий персонал оказываются в изоляции от внешнего мира до тех пор, пока не завершатся выборы нового папы. В истории папства бывали случаи, когда из-за соперничества группировок в церковном руководстве и борьбы между епископами различных стран за приоритет в римской курии избрание папы оттягивалось на месяцы и даже годы.
Если через три дня выборы не состоятся, количество блюд, подаваемых участникам собрания, сокращается до одного, которое они получают в течение следующих пяти дней. Если и после этого не будет провозглашено имя избранника, кардиналов переводят на хлеб и воду.
Рекомендуем к прочтению:
Регламентация правового
статуса и порядка деятельности партий
Правовые формы институциализации политических партий разнообразны. Она осуществляется на различных уровнях, взаимодополняющих и развивающих друг друга. Сегодня статус и порядок деятельности политических партий регламентируется: конституци ...
Развитие отношений России и Белоруссии
При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие объединительной инициативы:
1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденц ...
Легитимность власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние ...