PoliticalMind

Политическая аналитика

Национализация: разведка боем 20.02.2003 Ольга Киселева
Страница 2
Политические материалы » Национализация - цели и методы » Национализация: разведка боем 20.02.2003 Ольга Киселева

На сегодняшних парламентских чтениях были заявлены три концепции будущего законопроекта о национализации: концепция правительства, тезисно изложенная в докладе первого заместителя министра Министерства имущественных отношений Александра Бравермана, концепция представителя фракции «Народный депутат» депутата Евгения Ищенко, уже оформленная в законопроект, и концепция левых сил, представленная депутатом Николаем Арефьевым, членом КПРФ, заместителем председателя комитета по собственности.

Согласно правительственной концепции, целью национализации является «обеспечение потребности РФ в стратегической продукции для целей обороны и безопасности государства». Исходя из этого, национализация предусматривается только в федеральную собственность. В качестве объекта национализации выступает «комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельные вещи». Процедура национализации предусматривает участие всех ветвей власти и состоит из следующих этапов: в случае невозможности обеспечить потребности государства иным путем правительство разрабатывает обоснование, включая в бюджет следующего года соответствующую строку с указанием вида требуемой стратегической продукции и объемов компенсационных выплат собственнику.

По мнению Бравермана, эта строка бюджета должна быть секретной. Рыночную стоимость национализируемого имущества и убытки собственника определяет независимый оценщик, а размер выплат фиксируется в соглашении.

В случае несогласия собственника с размером выплат вопрос решает суд. Концепции депутатов Ищенко и Арефьева, довольно близки, содержат много сходных позиций, начиная с понимания целей и объектов национализации (оба депутата не согласны с тем, чтобы ограничиться здесь только потребностями обороны и безопасности) и кончая вопросами оценки стоимости национализируемого имущества. Законопроект Ищенко предусматривает долевое распределение прав собственности на национализируемые объекты между центром и регионами, содержит ряд мер «дисциплинарного» характера, в частности, возможность национализации тех предприятий, собственники которых неэффективно ими управляют. (Таким образом, по мнению автора, закон создает альтернативу процедуре банкротства). Арефьев предлагает особый порядок возвращения в госсобственность ранее приватизированных предприятий, а именно: с учетом тех условий, на которых они некогда приватизировались. Размеры выплат за национализируемые объекты Ищенко рекомендует определять ценой, декларируемой собственником в налоговой отчетности, что заставит последнего под угрозой национализации приблизить декларируемую стоимость своего имущества к рыночной. Арефьев предлагает исходить из цены, уплаченной собственником за имущество в ходе приватизации, что позволит избежать «второй приватизации по Чубайсу». Оба депутата подвергли критике предложенный правительством законопроект, сославшись на его противоречие Конституции, согласно которой лишение права собственности возможно лишь по решению суда, и Гражданскому кодексу, предусматривающему возможность национализации только на основании федерального закона

Итоги первого обсуждения выявили два полярных подхода к вопросу о национализации. Точка зрения депутатов, руководствующихся в первую очередь принципом социальной справедливости, была в общих чертах известна и ранее, она была озвучена еще в весеннюю сессию. Важным событием сегодняшнего дня стало официальное объявление позиции правительства. Позиция довольно жесткая, изначально отметающая как все разговоры о «второй приватизации по Чубайсу», так и мечты о восстановлении «попранной» в 90-х годах справедливости. Во взглядах правительства превалирует экономическая целесообразность, в смысле национализации понимаемая как обеспечение интересов обороны и безопасности. Возможно, власть немного лукавит, и ее интересы - в том же самом смысле - простираются несколько дальше, но «соблазны» национализации таковы, что лучше ограничиться бесспорными вещами (кто осмелится или кому придет в голову поставить под сомнение приоритеты национальной безопасности, даже если они потребуют национализации?). Надо настроить законодателей на исключительно деловой, профессиональный лад, убрав с дороги всевозможные социальные вопросы отнюдь не по циничным соображениям, а по принципу субординации поставленных задач. До конца 2002 года правительство должно подготовить и внести законопроект в Госдуму. Никаких сомнений в том, что так оно и произойдет нет, равно как и в том, что к следующему обсуждению количество законопроектов о национализации будет заметно больше. Все только начинается.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Типология политических режимов.
При рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасад ...

История создания, структура и состав документов центра новейшей истории Тульской области. История создания ЦНИТО
После победы Октябрьской революции под воздействием ленинского декрета от 1 июня 1918г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» ЦК РКП (б) обязал местные партийные комитеты направлять документы в Москву. Инструкцией для о ...

Государственное устройство, правительство
Город-государство Ватикан (Stato della Citta del Vaticano) — абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Карликовое государство-анклав (самое маленькое государство мира) внутри территории Рима, полностью независимое ...