Национализация: разведка боем 20.02.2003 Ольга КиселеваСтраница 1
Политические материалы » Национализация - цели и методы » Национализация: разведка боем 20.02.2003 Ольга Киселева
(публикуется повторно; впервые 21.10.2002) Закон о национализации давно уже и настойчиво стучится в дверь российский юстиции, требуя признать за ним право на существование и функционирование в российском правовом пространстве.
В сущности, национализация - это обратная сторона медали, украшавшей грудь «великих и ужасных» реформаторов начала 90-х годов, и хорошо известной всем гражданам нашей страны другой своей стороной, именуемой приватизацией.
Правда, говорить о национализации долгое время было не принято, потому как с точки зрения права в тот период она совершенно не вписывалась в идеологию президентских реформ, да и не до нее было: все, кто мог, что-то приватизировали.
Время от времени негласное табу нарушалось левыми группами и партиями, стращавшими оголтелых приватизаторов напоминанием о возможности иного хода в развитии событий. Однако всерьез вопрос о национализации на государственном уровне не ставился вплоть до 2001 года, что, впрочем, и не удивительно: слишком масштабные и волнующие задачи решались на протяжении предыдущего десятилетия
Когда приватизационный бум кончился и получил более или менее завершенное законодательное оформление (последний закон о приватизации вступил в силу в этом году), проблема правовой неурегулированности вопроса о национализации стала заметнее и требовала, пусть не совсем уж немедленного, но все же разрешения. К весенней сессии Госдумы 2002 года в наличии имелось 7 законопроектов: шесть - общего характера, рамочных, и один специальный - по авиации. Все законопроекты были предложены депутатами Госдумы; ни правительство, ни Минимущества, ни какое-либо другое ведомство своих законопроектов не предложило. До пленарного заседания в январе 2002 года три законопроекта были отозваны авторами, оставшиеся четыре - депутатов Грачева, Пузановского, Шандыбина и Жириновского - рассмотрены и отклонены. На все законопроекты правительство прислало отрицательные отзывы, много замечаний последовало и от правового управления Госдумы. По словам представителей профильного комитета, основная причина отклонения предложенных законопроектов заключалась в их несоответствии нормам Конституции и Гражданского кодекса.
О том, что закон о национализации необходим и его подготовке следует уделить самое серьезное внимание, никто давно уже не спорит. Недавно в коротком интервью БПИ об этом прямо заявил и председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев, подчеркнув, что законодатель должен приложить все усилия, чтобы не позволить свести его обсуждение в плоскость политических дискуссий. Беспокойства председателя ВАС РФ вполне понятны. Проблема национализации, а под ней подразумевается обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность, имеет два очень серьезных аспекта, обсуждение которых неизбежно будет провоцировать острые дискуссии принципиального характера. Первый: отсутствие достаточной законодательной базы, второй - тесное переплетение экономической и политической составляющих проблемы. Единственный способ избежать излишних дебатов, подготовить рамочный законопроект, который будет носить общий характер и опираться на имеющуюся правовую базу из двух статей Конституции РФ (часть 3 ст.35 и часть 3 ст.55), и двух статей Гражданского кодекса (абзац 10 п.2 ст.235 и ст.306). Из этих коротких правовых норм следует, что имущество может быть национализировано только для нужд государства, только на основании федерального закона и только в государственную собственность.
Рекомендуем к прочтению:
Власть и личность: проблема отчуждения
Власть как волевое отношение – форма организации индивидуальной и общественной жизни, присуща личности как свободному субъекту, обладающему целесообразным и мотивированным осознанием необходимости соблюдения им общественных норм жизни. Че ...
Право и иные социальные нормы как средства организации политической системы
Универсальным фактором, наиболее активно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, норм ...
Методы политических исследований
Понимаемый в самом общем виде как пособ познания, метод чаще всего включает в себя две переменные: определенные принципы, выражающие то или иное понимание политики и тем самым обусловливающие основные подходы к постановке и решению полити ...