Функции политической системыСтраница 1
Политические материалы » Политическая система России » Функции политической системы
Политическая система российского общества – явление динамичное. Функции этой системы отражают направления деятельности ее элементов (государства, партий и др.) в различных сферах политической жизни.
В философском смысле функция (лат. Funktio – совершение, исполнение) – 1) деятельность, роль субъекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого; 3) определенные направления деятельности системы, в том числе, поддерживающие ее самосохранение и организованность.
Функции политической системы – особый уровень социальных функций. Они направлены на определение общих существенных задач в политической сфере и пути их решения, интеграцию целей различных институционных элементов для сохранения системы в целом и др.
В политологии в рамках структурно-функционального анализа политической системы выделяют следующие функции:
а) определение целей, задач, путей развития общества, конкретных элементов подсистемы;
б) формирование политического сознания населения, социальных групп или манипулирование им;
в) организация деятельности элементов политической системы на выполнение определенных задач, целей;
г) взаимосвязи и взаимодействия политической системы с экономической и социальной средой;
д) согласование интересов партий, иных элементов политической системы с интересами государства.
В юридической литературе выделяют следующий ряд функций политической системы:
1) политическое целеполагание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения власти, политических институтов, развития демократии;
2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев в обществе;
3) функции регулирования режима социально- политической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимодействия между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений;
4) функции обеспечения целостного управленческого воздействия субъекта управления на общество в целом, его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.;
5) функция упрочения данного общественно-политического строя, содействие его совершенствованию, углублению процесса демократизации и др.;
В научной и учебной литературе, наряду с названными, выделяют и иные функции политической системы.
Сказанное означает, что политическая система современной России имеет значительное число функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает взаимодействие субъектов политических отношений.
В целом можно сказать, что политической системе присущи черты, свойственные пониманию системы в философском смысле слова. В их числе интегральность (специфическая способность объединения ее элементов), относительная самостоятельность, которая не исключает ее связи с внешней средой и др.
Понятие политическая система позволяет наиболее полно раскрыть социально-политическую и государственно-правовую природу общества, существующие в нем политические и правовые отношения, организационные структуры, очевидно, эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества, участвующих в политической жизни страны, и обеспечивает само существование общества, как единого, скоординированного организма, управляемого политической властью.
Становление современной политической системы Российской Федерации прошло несколько этапов, начиная с периода перестройки. Основные черты этой системы зафиксированы действующей Конституцией Российской Федерации – либерально-демократическая направленность деятельность ее основных элементов, разделение властей, многопартийность, существование законной аппозиции и др.
Наряду с позитивными показателями российской политической системы, можно назвать отдельные, свойственные ей существенные недостатки. Соответствующая «диагностика» позволяет отнести к их числу следующее:
- политическая система не достаточно характеризуется коммуникативными связями, ее субъекты не всегда имеют общие цели, хотя их интересы нередко пересекаются;
Рекомендуем к прочтению:
Совет по качеству в государственном управлении
Основан бывшими высокопоставленными сотрудниками различных органов власти. Совет занимается продвижением инновационных методик по оценке деятельности государства, популяризацией “электронного правительства” как средства по улучшению качес ...
Обзор
Система международной защиты этнических и национальных меньшинств включает в себя два аспекта: недопущение дискриминации и отдельно защищаемые права меньшинств.
Принцип недопущения дискриминации закреплен во множестве международных догов ...
Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную и представительную демократию.
В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в ...