Политическая система как политико-социальное явлениеСтраница 5
Политические материалы » Политическая система России » Политическая система как политико-социальное явление
Среди признаков политической системы можно назвать следующее:
1) это система, а значит, она отвечает всем требованиям, которая предъявляет к данной категории философия;
2) зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) ее сферой существования является политика;
4) политическая система содержит внутри себя различные элементы, как простые, так и сложные (например, государственная подсистема);
5) обладает относительной самостоятельностью, проявляемой в направленности на интеграцию общества, в создании необходимых условий для взаимодействия различных элементов политической жизни, в мобилизации средств и ресурсов и т.д.
Разные политические системы, свойственные тем или иным странам, отличаются, прежде всего, наличием или отсутствием тех или иных политических институтов, характером их построения, структурных взаимоотношений, спецификой выполняемых ими функций и т.д. По-видимому, выяснение вопроса о содержании и институциональных особенностях политической системы служит предпосылкой для подготовки научно обоснованной ее модернизации.
Значительный интерес в рассматриваемом плане представляет вывод о том, что политическая система представляет собой единство четырех сторон:
1)институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2)регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
3)функциональной (методы политической деятельности, составляющей основу политического режима);
4)идеологической (политическое сознание, господствующая в данном обществе идеология).
В литературе последнего времени в рамках политической системы выделяют шесть укрупненных подсистем, каждая из которых характеризует ее специфические стороны: институционную (организационную), нормативно-регулятивную, функциональную, идеологическую, информационную, коммуникативную. Обратим внимание на их особенности.
1.Институционная (организационная) подсистема – основанная в политической системе. Она включает государство, политические партии, общественно-политические движения и т.д. эту подсистему можно определить как совокупность политических учреждений, участвующих в политической жизни страны на легитимной основе. Значимость организационного фактора в функционировании российской политической системы определяется также и тем, что партийные, государственные и иные образования формируют, структурируют интересы членов общества, придают им определенную целенаправленность, обеспечивают связи с элементами власти.
2.Регулятивная подсистема – система нормативных регуляторов (нормы права, политические нормы, нормы морали, политические традиции и др.), упорядочивающие политические отношения между людьми, организующие их поведение, деятельность в политической жизни общества. Эта подсистема отражает всю многогранность, сложность политической жизни. Она выступает формой объективно существующих связей и способов взаимодействия в сфере политики.
3.Функциональная подсистема раскрывает содержание действий и функционирования на практике тех или иных элементов политической системы, представляет собой приемы и методы осуществления политической власти. Поскольку центральное место среди носителей политической власти принадлежит государству, то и данная подсистема в большей мере зависит от него. Основными методами осуществления политической власти являются демократический и антидемократический.
4.Идеологическая подсистема – система элементов, которым свойственна совокупность мировоззренческих взглядов и практических действий, направленных на реализацию политической жизни и потребностей различных социальных групп. Ведущими элементами политической идеологии, наряду с политическими идеями признается политическое сознание и политическая культура. Они формируют отношение человека к политической жизни, способствуют пониманию целей и содержания политики государства и др.
5.Информационная подсистема включает все виды средств массовой информации, те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных элементов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами. Роль данной подсистемы значительна, так как общество способно оценивать политическую деятельность только при наличии полного объема политических знаний и информированности.
6.Коммуникативная подсистема включает связи и отношения между институтами политической организации общества. Роль данной подсистемы весьма велика, поскольку само понятие «система» означает некоторую совокупность элементов, находящихся в тесном и непосредственном взаимодействии. По-видимому, ключевая роль в современном коммуникативном процессе принадлежит средствам массовой информации, их возможностям прямой связи с государственными структурами, общественными формированиями, такими традиционными институтами, как церковь, семья, школа и др.
Рекомендуем к прочтению:
Деятельность радикальных молодежных организаций
Среди незарегистрированных молодежных организаций Беларуси наиболее активной является праворадикальная Белорусская Партия Свободы (БПС).
Основными целями и методами деятельности этой структуры являются: освобождение Беларуси от «российск ...
Государственное устройство России.
Государства бывают: демократические с республиканской формой правления и недемократические с формой правления – монархия.
Наша страна - Россия – демократическое государство. Источником власти в ней является многонациональный народ. Для у ...
Типы и принципы политической власти
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение ...