PoliticalMind

Политическая аналитика

Основные направления развития общественно-политической мыслив XIXв
Политические материалы » Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины » Основные направления развития общественно-политической мыслив XIXв

В 40-х годах XIX в. в Украине оформляются два основных направления в общественно-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое. Идеологами либерально-демократического направления выступали: Николай Костомаров, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов и другие, а революционно-демократического - Сергей Подолинский, Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка и другие. Четкое размежевание на два ведущих направления проявилось и в деятельности первой тайной политической организации в Украине - Кирилло-Мефодиевском товариществе. Эта организация возникла в Киеве в конце 1845 - начале 1846 гг. и ставила своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. Учредителями товарищества были профессор Киевского университета Николай Костомаров, студент Василий Белозерский и чиновник, генерал-губернатор Николай Гулак. www.greatarts.ru

Активное участие в деятельности товарищества принимал Тарас Шевченко. Организация просуществовала недолго. Царское правительство раскрыло и разгромило Кирилло-Мефодиевское товарищество, а Тараса Шевченко за революционную деятельность арестовали и в 1847 г. отдали в солдаты.

Основные идеи организации и программные положения изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия». Товарищество ставило задачей национальное и социальное освобождение Украины: ликвидацию крепостничества, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т.д. В состав славянской федерации предполагалось войти Украине и России, Польше, Чехии, Сербии, Болгарии. Высшая законодательная власть должна принадлежать двухпалатному сейму, а исполнительная - президенту. Члены товарищества стремились раскрыть политический идеал, осуществление которого принесло бы прежде всего свободу Украине.

Во второй половине XIX в. в истории общественно-политической мысли в Украине видное место занимает творчество Михаила Драгоманова (1841-1895 гг.). Его общественно-политическая концепция сочетала социалистические идеи социального равенства и справедливости с буржуазно-демократическими идеями конституционного права, широкого местного самоуправления, необходимостью политической борьбы и т.п.

Суть его программы политической борьбы для украинцев состояла в том, чтобы добиваться политических реформ, демократизации и федерализации в рамках России и Австро-Венгрии, а центром этой национальной борьбы должна была стать Галичина. Он считал, что национальные права могут быть достигнуты на основе политических свобод -чем больше политических свобод, тем больше национальных прав.

Идейными последователями М. Драгоманова выступали: С. Подолинский (1850 - 1891 г.г.), М. Павлик (1853 - 1915 г.г.), И. Франко (1856 - 1916 г.г.), С. Петлюра (1879 - 1926 г.г.) и др. Следует указать, что С. Подолинский и М. Павлик в своих учениях кристализировали именно социалистические аспекты драгомановской программы. В то же время И. Франко, С. Петлюра в своих взглядах эволюционировали от социализма к социал-демократии.

Рекомендуем к прочтению:

Введение.
В условиях трансформации общественных отношений и формирования рыночной экономики принципиально важное значение приобретает разработка проблем политической элиты, представляющих большой научно-познавательный интерес и серьезную практическ ...

Теория государственного суверенитета
Свидетельством стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса ...

Политология в системе профессиональной подготовки инженера
Узкоспециализированное техническое мышление, низкий уровень гуманитарной культуры выпускников технических вузов — серьезные причины «девальвации» инженерного диплома. Гуманитаризация высшего технического образования — объективная потребно ...