ЗаключениеСтраница 1
В завершении проведенного исследования необходимо сделать ряд заключительных выводов.
Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический беспредел, властвовавший в начале 90-х, установлена общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Уже никто не сомневается в том, что Азербайджан поэтапно интегрируется в систему мирового хозяйства. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.
Реализация таких проектов как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строительство железной дороги, связывающей Баку-Тбилиси-Карс, существенно увеличивают значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства. Наряду с этим, с одной стороны повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой - активно привлекаются иностранные инвесторы.
Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики.
Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу. Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания.
Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы.
Ущерб делу универсализации демократических ценностей наносятся попытками под флагом "защиты демократии" грубо вмешиваться во внутренние дела стран, оказывать на них политическое давление, навязывать двойные стандарты в оценке избирательных процессов, состояния гражданских прав и свобод. Таким образом, возникает вопрос: кому и на основе каких принципов дано отныне измерять цивилизованность и варварство, меру вины и степень наказания?
Проблема конструктивной оппозиции, за исключением наличия как правило нескольких "квази" групп, одна из самых актуальных в транзитарных демократиях. В Азербайджане такая поставка вопроса также актуальна. У этой проблемы есть как объективные, так и субъективные аспекты. Но факт остается фактом, что мы, к сожалению, стали свидетелями губительных последствий отсутствия реальной демократической оппозиции еще при пропорциональной системе представительства в парламенте. Это в немалой степени обусловило наше стремление усовершенствовать конкурентоспособность национального политического пространства и радикально повысить состязательность граждан в избирательном процессе.
Нам представляется, что в эпоху транзита сильная исполнительная власть и сильный парламент, который создает хорошую основу для сохранения стабильности и соответственно принятия демократических решений, являются наиболее приемлемым вектором развития. Практика Азербайджана является наглядным примером этого тезиса. Это основа успешного демократического транзита, без которого сегодня сложно решать важные задачи государственного строительства.
Рекомендуем к прочтению:
Теория государственного суверенитета
Свидетельством стремительного развития политической науки является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530-1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса ...
Политическая борьба, как средство власти.
Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определ ...
Структура гражданского общества
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно как наличие множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.
Первый уровёнь гражданского общества сост ...