Сущность и причины возникновения политической рекламыСтраница 1
Политические материалы » Политическая реклама » Сущность и причины возникновения политической рекламы
В отличие от общества с авторитарным политическим режимом, при котором избирательные технологии должны были лишь имитировать мероприятия по широкой мобилизации электората, в демократическом обществе качественно меняются цели и задачи выборов.
Процесс формирования представительских органов государственной и политической власти становится напрямую связан с электоральным поведением граждан, с их политическим сознанием и политической культурой. Выборы становятся политическим мероприятием, требующим определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых, организационных и иных действий, которые в совокупности обозначаются как избирательные технологии. Таким образом, политическая реклама, являясь информационной составляющей современных избирательных технологий, появилась в связи с потребностью власти и государства коммуникативно влиять на установки своих сограждан в отношении к политическим субъектам или объектам.
Другой причиной возникновения политической рекламы стало формирование в России политического рынка, возникновение конкуренции среди политических субъектов (партий, общественно-политических движений, избирательных блоков), которые столкнулись с проблемой выбора электората в период избирательных кампаний.
Причина неоднозначного подхода к понятию политическая реклама содержится в противоречии двух взглядов: во-первых, в том, что политику нельзя рассматривать как товар, который нуждается в продаже, а следовательно, и в рекламе, во-вторых, имеет место отождествление понятия политическая реклама с такими родственными, но тождественными понятиями, как политическая пропаганда и агитация[2].
Опираясь исторически на приемы и методы агитационно-массовой и пропагандистской работы, политическая реклама по сравнению с пропагандой и агитацией по содержанию а уровню политической информации, а также по уровню общественного сознания, на который она направлена, имеет свои отличительные особенности.
Политическая реклама объектом своего воздействия имеет не просто массовую аудиторию, как агитация, а конкретную часть электората адресную группу, осуществляет воздействие не столько на рациональный, как пропаганда, сколько на эмоциональный уровень сознания людей, а также имеет свои отличительные особенности в содержании и уровне распространяемой политической информации.
Сущность политической рекламы определяется через ее цель и выполняемые функции. Целью политической рекламы на современном этапе
развития является создание и продвижение имиджа (образа) политического субъекта, как фактора, определяющего политическую активность людей, влияющего на мотивацию выбора. В соответствии с целью можно классифицировать функции политической рекламы: функция привлечения внимания, информационная, убеждающая, побуждающая, организаторская, функции позиционирования, анти- и контррекламная и другие.
Ведущей, следовательно, сущностной функцией, непосредственно связанной с целью, выступает функция позиционирования (создание и поддержание понятного всем образа, имиджа). Это является главным отличием политической рекламы от пропаганды (ведущая функция - убеждающая) и агитации (ведущая функция -призывно-мобилизующая[3]).
Главное отличие политической рекламы от коммерческой состоит в том, что последняя формирует у потенциального покупателя соответствующую потребность в приобретении конкретного товара, а политическая реклама создает и поддерживает имидж, исходя из имеющихся личностных особенностей кандидата и потребностей электората в этом образе.
Особенность первого этапа процесса становления современной политической рекламы в России, начиная с 1989 года, заключается в том, что она развивалась одновременно с коммерческой рекламой, что отразилось на ее содержании, формах и приемах, а главное - целях. Реклама политического «товара» производилась, как реклама обычного товара, для нее было характерно использование приемов агитацией но-пропагандистского воздействия на фоне приемов прямого заимствования зарубежного опыта без учета российских условий. Второй этап развития современной политической рекламы, начавшийся в период выборов Президента России 1996 года, отличительной характеристикой имеет соединение технологий Паблик рилейшнз с рекламными технологиями. Причиной этого стало отсутствие действенных современных форм идейно-политического воздействия на общественность, потребность в которых возрастала по мере развития демократических отношений между органами власти и народом.
Рекомендуем к прочтению:
Развитие многопартийности в России
В свете сказанного особый интерес вызывает вопрос о сущности и типе многопартийности в современной России. Начало процессу формирования партий было положено в конце 80-х гг. ХХ в., когда одновременно обозначились две тенденции. С одной ст ...
Кооперация и социализм
Исходное значение термина «кооперация» - сотрудничество работающих (от латинского слова соорега-tio). Конкретно-историческое содержание этого понятия включает производственно-технологические, экономические, организационные и собственно ...
Государственная власть в Республике Казахстан
Президент РК - глава государства
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Парламент РК
Правительство РК
Верховный суд РК
Сенат
Мажилис
Центральные органы исполнительной власти
Суды ...