Элиты и власть – основы видения ПаретоСтраница 1
Политические материалы » Политические элиты » Элиты и власть – основы видения Парето
Метафору львов и лис использовал Вильфредо Парето (1848-1923), перенявший её от Макиавелли, который, в свою очередь, продолжил эллинистическую и римскую традицию, где образ лисы выражал ловкость и хитрость, а образ льва – силу и прямолинейность. Такое видение было представлено им в «Трактате по общей социологии» (1916) и легло в основу подхода, который независимо от него развивал Г. Моска (1858-1941), а впоследствии Р. Михельс (1876-1936) и Ч.Р. Миллс (1916-1962). Современными продолжателями теории элит являются, наряду с другими, Дж. Сартори, Л. Филд и Дж. Хейли, Е. Этциони-Халеви. Профессиональная химия для отелеи профессиональные средства для уборки гостиниц и отелей.
Парето положил основу формированию социологического направления, критического по отношению к марксизму и к нормативным теориям демократии. Он полагал, что социальные перемены, какую бы идеологичес-кую окраску они ни имели, не приводят к исчезновению элит, а только изменят их характер и состав. Проявлением этого убеждения стало его знаменитое высказывание: «история – это кладбище аристократии». Ни социалистические революции, ни формирование представительной демократии не отменяют того факта, что уходящую элиту всегда сменяет новая элита. Революция 1917 г. в России стала, по мнению Парето, хорошим примером устойчивости элит. Деление на элиту и массы в России сохранилось, но произошло замещение старой аристократической царской элиты новой плебейской советской элитой [4].
Столь же скептически отнёсся Парето к обещаниям «народовластия» (власть исходит от народа, осуществляется народом и для народа, как гласит знаменитая формула Мэдисона). Выражение «демократический» Парето часто использовал в нарицательном смысле «плутодемократии», поскольку считал его некорректным, если демократия сводилась только к форме. Он полагал, что демократические системы способны лишь изменить способы рекрутирова-ния и циркуляции элит. При современных избирательных системах конкури-рующие в борьбе за власть лидеры в большей степени, чем аристократические элиты прошлого, прибегают к демагогии и популистским лозунгам.
В политологии исследованию проблемы обновления элиты посвящена теория циркуляции, или смены элит, основоположником которой был В. Парето. Термин «элита», в трактовке Парето, не имеет морального или почётного подтекста, а указывает всего лишь на класс людей, имеющих наивысшие достижения в какой-то сфере деятельности. Парето считает, что «было бы полезно разделить элиту на два класса: правящую элиту, включаю-щую людей, которые прямо или непрямо оказывают значительное влияние на правительство, и неправящую элиту, включающую остальных» [5].
Исходя из теории В. Парето, существует два главных типа элит, сменяющих друг друга. Первый тип – «львы»; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления. Второй тип – «лисы». Это мастера демагогии, обмана, политических комбинаций. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием «львов». Неустойчивая политическая система нуждается в прагматически мыслящих, энергичных деятелях, новато-рах, комбинаторах. Постоянная смена одной элиты другой – результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесия социальной системы, по мере повторения политических ситуаций, требует постоянного процесса замены одной элиты на другую.
Общество, в которой преобладает элита «львов»-ретроградов, застойно. Элита «лис» динамична. Механизм социального равновесия функционирует исправно, когда обеспечивается пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации. Прекращение циркуляции влечёт за собой вырождение правящей элиты, революционную ломку системы, выделение новой элиты с преобладанием «лис», которые со временем перерождаются во «львов».
Рекомендуем к прочтению:
Демократический режим. Возникновение демократии
Демократия – (от древнегреческого DEMOS – народовластие и CRUTOS – власть)– это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству, идеал о ...
Политические идеалы И.А. Ильина
Одним из продолжателей неоконсервативной политической традиции в 30–40‑е гг. XX века был крупнейший политический мыслитель Иван Александрович Ильин (1882–1954), проживавший с 1922 г. за рубежом. Он, в частности, большое внимание уде ...
Политические режимы советского
государства. Политический режим
Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.[10] Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и право ...