Политическое развитиеСтраница 2
Политические материалы » Эволюция представлений о политическом процессе » Политическое развитие
В конце 50-х годов на фоне масштабных перемен в странах "третьего мира" в результате крушения колоний в рамках сравнительной политологии сформировалось новое направление анализа политики - теория политической модернизации. Она была вызвана к жизни необходимостью в научных терминах описать процесс трансформации политических систем африканских, латиноамериканских стран в современные демократические, выявить внутренний механизм изменений. www.financeworth.ru
По мнению Г. Алмонда, Д. Пауэлла, Д. Эггера и других западных ученых" политическая модернизация представляет собой процесс усложнения политической системы, изменения функций ее институтов, при переходе от традиционного общества к современному, в результате чего простые формы организации политической жизни уступают место более сложным структурам.
Но как происходит этот процесс, каково его содержание? Единства мнений по этим вопросам не существует. Сторонники функционального подхода Г. Альмонд и Л. Пай считают, что политическая модернизация включает в себя:
Структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций. Традиционное общество концентрирует в руках узкого круга лиц и институтов все властные и управленческие функции. По мере усложнения экономической и социальных структур появляются новые группы интересов. Чем их больше, чем они разнообразнее, тем более сложной и дифференцированной должна быть структура политической системы, каждый из элементов которой призван выполнять четко очерченную функцию (парламент занят законотворческой деятельностью, исполнительная власть является прерогативой правительства, судебная власть имеет собственную структуру, которая, в свою очередь, состоит из суда, адвокатуры, прокуратуры, следственных органов и т.д.).
Возрастание способности политической системы к инновациям. Чем более сложной является социальная стратификация общества, тем чаще сталкиваются различные интересы социальных групп и индивидов, тем конфликтнее ситуация в обществе. Для урегулирования конфликтов, для обеспечения социального порядка политическая система должна обладать мобилизационной способностью. Чтобы обеспечить стабильность в обществе, политическая система мобилизует людские и материальные ресурсы для достижения общественных целей. Современные политические системы успешно справляются с этой задачей, ибо располагают арсеналом средств, с помощью которых достигается общественное согласие, несмотря на различие интересов социальных и прочих групп, составляющих общество.
Тенденция к равноправию обеспечивает участие в политике всех социальных групп.
Иной точки зрения на процесс и содержание политики модернизации придерживаются сторонники инонационального направления (С. Хантингстон, Дж. Нельсон). Для них главную роль в политическом развитии играют политические институты. Только сильные и стабильные государства, четкий правой порядок могут обеспечить приспособление политической системы к постоянным изменениям "окружающей среды", а также вовремя реагировать на новые требования населения.
Третье, структуралистское, направление политического анализа (Д. Истон, С. Липсет и др.) обращает внимание на выявление внеинституциональных ролевых, социальных, групповых оснований политического поведения.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
Понятие тоталитаризма
происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее ж ...
Политическое участие граждан России
Для В. Ленина всеобщее политическое участие являлось необходимой предпосылкой и сутью социалистической демократии, неотъемлемым принципом управления, средством преодоления различных видов социального неравенства и бюрократизма, условием п ...
Расширение свободного пространства Интернета: проблемы
и пути их решения
В частности, Дмитрий Медведев заявил: "Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников "оставить в покое" СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как мож ...