«Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»Страница 1
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » «Коренная перемена всей точки зрения нашей на социализм»
А как меняется роль кооперации после социалистической революции, когда государственная власть и основные средства труда переходят в руки самих трудящихся? Кооперацию как форму организации труда К. Маркс считал одной из создаваемых капитализмом основ, на которой совершается его собственное отрицание («экспроприаторов экспроприируют») и восстановление подлинной «индивидуальной собственности», основанной на «общем владении» индивидов[19]. Вместе с тем Маркс высоко ценил роль создаваемых рабочими кооперативных фабрик как доказательства не на словах, а на деле, что наемный труд должен «уступить место ассоциированному труду, выполняемому добровольно, с готовностью и воодушевлением»[20]. Но развитие кооперативного труда в общенациональном масштабе в условиях социализма Маркс связывал с использованием «общенациональных средств», а не самой по себе кооперативной собственности.
Как отмечалось выше, В. И. Ленин уже в 1918 г. уловил новую, изменяющуюся природу кооператива в условиях пролетарского государства. Но тогда все его внимание было сосредоточено на роли кооперации в сфере распределения продуктов. В январе же 1923 г. у него возникает принципиально новая мысль о центральной роли кооперации как социально-экономического феномена в строительстве и развитии социалистического общества. Кооперация формируется в недрах капитализма, но подлинный ее социальный потенциал, ее собственный принцип реализуется лишь в условиях социализма. В этом и состоит ее, так сказать, социалистическая миссия. Кооперативный принцип составляет ядро социалистического общества, которое, в свою очередь, обеспечивает полную реализацию социального и экономического потенциалов кооперации.
Иными словами, после социалистической революции кооперация выступает как естественно исторически сложившееся связующее звено между глубоко укоренившимися частными интересами миллионных масс трудящихся и их же общими интересами, обособляющимися в виде интересов социалистического государства. И не просто звено, связывающее данные противоположности (эту функцию выполняет уже нэповский принцип свободной торговли), а способствующее социалистическому преобразованию частных интересов в групповые, коллективные. Это узел, в котором завязаны воедино, работают друг на друга нэповский принцип свободной торговли и кооперативный принцип коллективности, принцип социализма.
Поэтому, заключил Ленин, «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма . Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тожественен . с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»[21].
Коренная перемена состояла прежде всего в отходе от представления о социалистической собственности как исключительно государственной, в осмыслении кооперативной собственности как в равной мере социалистической, более того - преобладающей в такой мелкокрестьянской стране, как Россия. При этом сама кооперация мыслится весьма разнообразной по своему экономическому, социально-организационному и предметному содержанию. Словом, не один-единственный путь (через государственную собственность), а многообразие путей соединения частных и общих интересов трудящихся, преобразования частных интересов в коллективные, социалистические - такова стержневая идея ленинского кооперативного плана построения социализма, кратко говоря – государственно - кооперативного социализма.
Как соотносятся государственный и кооперативный принципы социализма? Самый простой ответ состоял бы в том, что каждый - из этих принципов распространяется на соответствующие, т. е. различные, массы трудящихся: одни заняты на государственных предприятиях, другие - в кооперативах. Но Ленин ставил задачу «достигнуть через нэп участия в кооперации поголовно всего населения .»[22]. При этом он, разумеется, не намерен был отказаться от национализации земли, крупных промышленных предприятий, банков, железных дорог и т. п. Следовательно, он предполагал иное, более сложное соотношение двух принципов, включающее и дифференциацию, и определенное их совмещение, пересечение.
Рекомендуем к прочтению:
Средние века и эпоха Возрождения
В период Средних веков определяющее влияние на политическую мысль оказывал религия. В процессе перехода от культуры Средних веков к культуре индустриального общества (эпоха Возрождения) влияние религии на политическую мысль, как и вообще ...
Правовое и социальное государство
Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. Остановимся на основных принципах правового государства:
1. Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
2. Правовой характер сам ...
Тоталитаризм
«Тоталитарный» (от позднелатинского totalitas - «целостность», «целое» - через итальянское totalita и производное от него прилагательное totalitario - «относящийся к целому», «охватывающий все в целом») - слово, возникшее в XX в. и примен ...