PoliticalMind

Политическая аналитика

Каким быть Союзу
Страница 1

В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Феде­рация, которую мы вводим . послужит именно важнейшим ша­гом к самому прочному объединению различных национально­стей России в единый демократический центр — Советское государство». Но если некоторые республики (например, Бело­руссия) были готовы развивать эти связи и согласны с таким пониманием федерации и ее динамики, то другие (например, Грузия) саботировали совместную деятельность. В Грузии раз­деление коммунистической партии на сторонников и против­ников федерации привело к разрыву договорных связей, на­сильно поддерживаемых из центра. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс федерализации. 10 августа 1922 г. для выработки про­екта федеративного государства была создана комиссия во гла­ве со Сталиным. Федерацию представляли Куйбышев, Моло­тов, Орджоникидзе, Раковский, Сокольников, а республики — Агамалы-Оглы (Азербайджан), Мясников (Армения), Червяков (Белоруссия) и Петровский (Украина), Мдивани (Грузия). Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле означал поглощение респуб­лик РСФСР, правительство которой становилось во главе феде­рации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот про­ект, но украинцы, поддержанные Раковским, и особенно грузи­ны полностью его раскритиковали. ЦК Компартии Грузии отверг проект, настаивая на желании сохранить независимость республики. Ленин болел и узнал о проекте и вызванных им спорах только в конце сентября. Осудив «слишком поспешные» действия Сталина, он отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Чтобы это равенство стало реальным, федеративные органы власти следовало поставить над республиканскими. Сталину пришлось переделать свой план согласно ленинским указаниям. 6 октября новый текст был одобрен Центральным Комитетом. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик, и каждой теоретиче­ски предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. Тем не менее гру­зинские руководители потребовали, чтобы их республика вошла в Союз самостоятельно, а не в составе Закавказской федерации. Сталин и его представитель в Тифлисе Орджоникидзе воспро­тивились прямому вхождению Грузии в Союз, ссылаясь на сложную национальную обстановку на Кавказе вообще и в каждой из республик в частности, чтобы оправдать федератив­ную структуру этого региона, необходимую для снятия межна­циональной напряженности. Во время споров страсти так нака­лились, что Орджоникидзе ударил одного из своих собеседни­ков. Узнав о происшествии и возмутившись поведением Сталина и Орджоникидзе, Ленин написал 30 декабря 1922 г. большое письмо грузинским коммунистам, где он объявлял войну великорусскому шовинизму. За несколько дней до того, как болезнь окончательно отстранила Ленина от политической деятельности, он успел отправить два письма. Одно — Троцко­му (от 5 марта 1923 г.), где он писал: «Я просил бы Вас очень взять на себя защиту грузинского дела на ЦК партии. Дело это сейчас находится под «преследованием» Сталина и Дзержин­ского, и я не могу положиться на их беспристрастие», и другое (от 6 марта 1923 г.) — к руководителям грузинской компартии Мдивани и Махарадзе, в котором сообщал, что всей душой сле­дит за их делом. В тот же день он сообщил Сталину, который несколько месяцев назад грубо повел себя с Надеждой Кон­стантиновной Крупской, что прерывает с ним все личные от­ношения. www.psaffect.ru

Однако Политбюро и ЦК не обращали внимания на грузин­ское сопротивление. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками (РСФСР, Украи­ной, Белоруссией, Закавказьем). Каждая республика уже имела собственную конституцию. Однако создание Союза делало не­обходимым принятие совместного документа, подготовленного в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с Кали­ниным и окончательно одобренного II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция 1924 г. формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых со­циалистических республик, созданных внутри страны или вне ее. Во второй половине 20-х годов произошли многочисленные территориальные изменения. Образовалось несколько автоном­ных республик и три союзные (Туркмения и Узбекистан, до этого входившие в состав РСФСР, и Таджикистан, в 1929 г. от­делившийся от Узбекистана). Значительную часть своих полно­мочий эти республики передали союзным органам: междуна­родное представительство, оборона, пересмотр границ, внут­ренняя безопасность, внешняя торговля, планирование, транспорт, бюджет, связь, деньги и кредиты. Какие же органы были союзными?

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Теоретические модели системы международных отношений и современность.
В каждый отдельный промежуток времени складывается определенный характер взаимодействия между основными участниками международных отношений. Эти отношения приобретают особую для каждого периода структуру, которую принято называть системой ...

Природа политического лидерства
Политическая власть строится в форме пирамиды. В ее основании — господствующие и правящие силы, под ними — их политически активная часть, организованная верхушка. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов у ...

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных из ...