PoliticalMind

Политическая аналитика

Введение

В 20-х годах бы­ло испробовано много достаточно противоречивых подходов к созданию «нового социума общей судьбы», который уничтожил бы местный сепаратизм, нашел бы компромисс между комму­нистическими планами всеобщего объединения и националь­ными традициями, породил бы новую культуру — «пролетар­скую по содержанию и национальную по форме» (Сталин). Это предполагало укоренение и вживание национальных коммуни­стических партий в местные условия; уничтожение культурных традиций неславянского населения, все большее единообразие условий жизни и социальных структур; предпочтение отдель­ных языков и культур в ущерб другим, чтобы не допустить объ­единений вокруг национальных движений (например, татар и казахов); последовательную интеграцию местной промышлен­ности в государственную. www.transportzones.ru

В 1921—1922 гг. большинство национальных коммунистиче­ских партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75% коммунистов, в Грузии —38%, в Армении —27%. Русские со­ставляли 55% вступивших в компартию Украины в 1922 г. В 20-е годы поощрялось пополнение политических кадров за счет ме­стного населения. Результаты такой политики не замедлили проявиться на Украине (в 1927 г. 72% руководителей были ук­раинцами), в Белоруссии, на Кавказе. В Средней Азии они ощущались меньше (в 1929 г. местные жители составляли лишь 16% партийной администрации Узбекистана).

В то же время, желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти начали активно бороться зако­нодательно и на практике с «пережитками феодального и пер­вобытно-общинного строя». Ряд декретов устанавливал мини­мальный возраст для вступления в брак, необходимость согла­сия жениха и невесты, отменял калым, похищение невесты, многоженство, левират. В противовес религиозным и светским судам создавались народные суды. Центральные власти попыта­лись — правда, без особого успеха — привлечь молодежь и жен­щин в общественные организации (комсомол, женотделы), что­бы разорвать путы семьи и обычаев. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. В декабре 1917 г. правительство гарантировало мусульманам, что их не будут преследовать как при царском режиме. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений и предметов, что подтверждалось республиканскими конституциями в 1922—1923 гг., по которым служители культа наделялись равными со всеми правами. Однако в них ничего не говорилось об антирелигиоз­ной пропаганде. Тем не менее во второй половине 20-х годов власти изменили свою позицию: конфисковали имущество, принадлежащее мечетям и медресе, в 1927—1928 гг. уничтожи­ли традиционные суды и своды законов обычного права, стали закрывать медресе. Начав общее наступление на религию, куль­турные и социальные традиции, унаследованные от прошлого, центральные власти провели настоящую «революцию в пись­менности» (десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит), расширили сеть школ, способствовали распростране­нию печатных органов на местных языках. За всеми этими мероприятиями скрывалась и политическая подоплека: кроме внедрения новой идеологии и пролетарской культуры, пресле­довалась цель развития одних народностей (башкиров, каракал­паков, чей диалект получил статус литературного языка, кирги­зов, административно отделившихся от казахов, хотя в культур­ном отношении они составляли единое целое) за счет других (татар, казахов, узбеков), чей стремительный рост вызывал опа­сения у центра.

Наконец, союзное правительство осуществило важную сель­скохозяйственную реформу (в Узбекистане, например, 66 тыс. бедных семей получили 320 тыс. га земли). Была введена урав­нительная система распределения воды, организованы комите­ты бедных крестьян, которым надлежало вести классовую борь­бу в деревне.

Рекомендуем к прочтению:

Национальный институт разрешения конфликтов штатов
Созданный в 1933 г., институт способствует разрешению конфликтов, возникающих между тремя ветвями власти во всех штатах. Необходимо отметить, что предлагаются альтернативные методы разрешения конфликтов. ...

Политические партии и партийные системы
Мы уже говорили о партиях, перечисляя институты гражданского общества, а теперь говорим о них как о политическом институте. Здесь нет противоречия: политические партии уходят корнями в гражданское общество, выражая различные идеологически ...

Мажоритарная система абсолютного большинства
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных из ...