Политико-правовые идеи античностиСтраница 1
Политические материалы » Этапы развития политических идей » Политико-правовые идеи античности
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.
Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Древнекитайский философ Конфуций
(ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение конфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти : Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли » -это и традиция , и обряд , и ритуал, и обычай , и история, и древность. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.
Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов « ли ».
Видное место в истории политической мысли занимают взгляды Платона
( 427-397 гг. до н. э .) , изложенные им в произведениях « Государство » , «Законы ». Предшественники Платона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договорится о чем угодно и тем самым нарушая незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относит
тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –
это власть честолюбивцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию
- господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии-
власти большинства. Демократическое государство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию-
наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий : философы- правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.
Рекомендуем к прочтению:
Имидж политического
лидера
Говорим " image", переводим - "образ".
В современном словаре иностранных слов находим мы обстоятельное определение имиджа - целенаправленно формированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определе ...
Вывод
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органо ...
Российские избирательные кампании в 2003 году: основная тенденция
Характерно, что стратегию раннего начала агитационной кампании активно используют все партии власти, к которым можно отнести “Единую Россию”, “Народный депутат”, “Партию жизни”, “Партию возрождения России”, а, возможно, партию “Русь” и не ...