Политико-правовые идеи античностиСтраница 1
Политические материалы » Этапы развития политических идей » Политико-правовые идеи античности
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.
Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Древнекитайский философ Конфуций
(ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение конфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти : Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли » -это и традиция , и обряд , и ритуал, и обычай , и история, и древность. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.
Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов « ли ».
Видное место в истории политической мысли занимают взгляды Платона
( 427-397 гг. до н. э .) , изложенные им в произведениях « Государство » , «Законы ». Предшественники Платона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума
Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договорится о чем угодно и тем самым нарушая незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относит
тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –
это власть честолюбивцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию
- господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии-
власти большинства. Демократическое государство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию-
наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий : философы- правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.
Рекомендуем к прочтению:
Партийные системы
зарубежных стран
Партийная система — важнейший компонент механизма власти. Однако в отличие от самих политических партий, партийная система в демократических странах, как правило, не является и не может являться предметом конституционно-правового регулиро ...
Вывод
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органо ...
Особенности туркменского тоталитаризма.
Современный Туркменистан, вне всякого сомнения, является редчайшим исключением из практики всех государств бывшего Советского Союза. Установленный Ниязовым политический режим уникален, поскольку явно не похож даже на географически близкие ...