Политическое лидерствоСтраница 2
Политические материалы » Политическое лидерство
Уже у древних авторов мы находим описание героев – полководцев, монархов, которые и являются подлинными творцами истории. Одним из первых развернутое описание образа лидера-государя и практические советы для правителей дал Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). Он считал, что государь для сплочения общества и поддержания порядка может использовать любые средства, в том числе хитрость и силу. Французский историк Т. Карнейль (1795–1881 гг.) считал, что история – это результат деятельности героических личностей, а основная масса людей «убога», не способна существовать без направляющего воздействия лидеров. На последующее развитие представления о лидерстве заметное влияние оказала концепция Ф. Ницте (1844–1890 гг.). Он доказывал, что только великие личности, как высшие представители человечества, творят историю. Сверхчеловек – это сильная, красивая личность и стремление к лидерству. Воля к власти есть проявление его «творческого инстинкта». Такая личность стоит по ту сторону добра и зла, она может быть жестокой и снисходительной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей морали, т. к. мораль – оружие слабых.
Иначе подходили к этой проблеме основоположники марксизма. Раскрывая диалектику объективных и субъективных факторов в истории, они показали, что историю творят люди, но побудительные мотивы их действий, стремлений имеют свои причины, лежащие в материальной, прежде всего экономической жизни общества. Осознавая реальные экономические интересы, отдельные личности, социальные группы, классы направляют свою практическую деятельность на их осуществление. То есть роль личности рассматривается в обязательной связи с деятельностью классов, социальных групп. Кроме того, вопрос о роли личностей должен рассматриваться по-разному в различных исторических эпохах, в тех или иных конкретных социально-политических условиях.
И все же до настоящего времени сохранилась традиция исследования биографий отдельных, как правило, исключительных лидеров, которые наложили на политику особый отпечаток. Биографии политических лидеров – один из распространенных жанров исторической литературы. Это правомерно, так как помогает понять исторические события в их жизненной полноте и конкретности, дает нам редкий материал о личностях лидеров. Но носят такие биографии скорее описательный, чем аналитический характер. Они мало чем могут помочь в исследовании проблемы лидерства, в создании типологии лидеров.
Видный американский философ, теоретик прагматизма Дж. Дьюи утверждал: «Небольшое число людей, которые знают, чего они хотят, ведут за собой толпу».
Другой американский философ Сидни Хук посвятил проблеме лидерства монографию «Герой в истории»: «История есть… творение великих людей, и только лидеры могут влиять на развитие человечества. Если капитализм сумеет выдвинуть сильных и умелых лидеров, то будет снят вопрос о замене его социализмом». Хук фетишизировал роль политического лидера, считая его независимым от народа, от классов. «Вторая мировая война явилась не результатом общего кризиса капитализма, а следствием злой воли Гитлера», – утверждал он. «Культ героя вырабатывается с детства», повторял он тезис Фрейда.
Из вышеприведенного видно, что роль личности лидеров является неоспоримой практически для всех концепций. Но этот фактор лидерства, называемый «личностью», не всегда ясен и трудно измеряется. Почему же та или другая личность становится лидером?
Утверждается, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика, она первична по отношению к явлениям социальной жизни. Уже из этого видно игнорирование объективной основы деятельности людей. Утверждается также, что человек по природе индивидуалист и собственник, одержим волей к власти.
Есть традиция, идущая от Фрейда, считать лидерство определенным видом помешательства, как следствие невроза, маниакальной паранойи. Действительно, по свидетельствам историков и биографов, ряд политических лидеров были невротиками (Наполеон и Линкольн, Робеспьер и Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин…).
Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, неспособных к творчеству, и на лидеров, являющихся, по их мнению, маньяками.
Рекомендуем к прочтению:
Культура политической дискуссии.
Политическая культура проявляется в том, как человек участвует в политической дискуссии.
Понятие политической дискуссии было известно еще с древности. В древней Греции существовали дискуссии полиса, на которых происходили философские пои ...
Атлантисты выиграли холодную войну
Геополитическое развитие атлантизма к началу 90-х годов достигает своей кульминации. Стратегия "анаконды" демонстрирует абсолютную эффективность.
В этот период можно наблюдать почти "пророческую" правоту первых англос ...
Информационное общество – основа постиндустриальной
экономики
Информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. Постиндустриальная экономика – это э ...