Тенденции и перспективы реализации национальных
интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройствеСтраница 4
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Тенденции и перспективы реализации национальных
интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройстве
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на приведенные негативные факторы все же в обществе, несмотря на тревожные ожидания, отсутствует какие либо панические настроения, которые могли бы спровоцировать наряду с финансово-экономическим кризисом еще и социальный взрыв. Такое положение было бы крайне нежелательно и поставило бы под угрозу все амбициозные планы руководства по возрождению России. Поэтому будем рассчитывать на то, что кризис – этот тормозящий фактор тормозящим только и останется. Россия же должна идти дальше, желательно в союзе с соседями ближнего зарубежья.
Перспективы развития России нельзя рассматривать без учета ее отношений со странами СНГ.
Эти государства, возникшие на постсоветском пространстве, изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором – начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами.
Договорную основу Содружества Независимых Государств составляют Устав[44], принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск)[45], подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.[46]), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.[47]
Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г.
Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.
22 января 1993 года был подписан важнейший из документов Содружества – Устав Содружества Независимых Государств[48], который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.
В Уставе подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
В соответствии с Уставом СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного равенства всех его членов. Государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, – любые решения российских властей откликаются усиленным эхом – от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.[49]
Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.
В течение 1992–1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. [50]
Рекомендуем к прочтению:
Парламентаризм – признак демократического государства. История
парламентаризма
В современной истории явление парламентаризма представляет собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов.
Парламент (англ. parliament, от французского parlier- «гово ...
Возникновение политической науки
В зависимости от уровня развития общества, характера собственных потребностей, а также уровня знания люди отображали политический мир с разной степенью глубины и в разных формах. Исторически первой формой познания политики была ее религиоз ...
Судьба демократии в России
Первым делом уточним термин «демократия», который в своем буквальном понимании означает «власть народа» (в переводе с греческого) и совершенно не соответствует явлению, которое он обозначает. Как таковой никакой власти народа не может су ...