PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая антропология о происхождении государства
Страница 6
Политические материалы » Политическая антропология о происхождении государства » Политическая антропология о происхождении государства

Вкратце суть этих процессов может быть отражена таким образом: первые вождества появились в Европе в V тысячелетии до н.э. – в период перехода от неолита к энеолиту. Ранние вождества отличаются двухуровневой иерархией поселений (центр и его округа), стратификацией в захоронениях, мегалитическим строительством и наличием специальных церемониальных сооружений или площадок.

В эпоху бронзового века процессы развития вождеств продолжаются и территория, населяемая ими, сильно расширяется за счет Пиреней и Северо-Западного Кавказа. Для этого периода характерны дальнейший рост численности населения вождеств, возрастание глубины их иерархии, строительство сложных могильных комплексов, храмов и святилищ, фортификационных и ирригационных сооружений, формирование центров металлургии под контролем вождей, развитие сложных торговых сетей и иных связей.

Такое развитие продолжалось до наступления железного века. В середине I тысячелетия до н.э. произошел ряд принципиальных изменений (некоторые ученые называют это явление «вторичной эгалитаризацией».[16] В результате этих изменений был сделан шаг назад от вождества к более простым милитаризированным общественным структурам, начали исчезать крупные поселения, а вместо них пришла совершенно иная система расселения. Она заключалась в небольших поселениях, возглавлявшихся, возможно, военными вождями.

Если обобщить различные точки зрения, выдвигавшиеся в мировой науке разными авторами на сущность вождества, то можно выделить следующие основные формы этой общественной организации:

1) вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной централизации, сравнительно большой численностью населения и сплочением трудовых ресурсов.

2) в вождестве существовали иерархическая система принятия решений и институты контроля, но отсутствовала узаконенная власть, имеющая монополию на применение силы.

3) В вождестве имелась четкая социальная стратификация, зарождались тенденции к выделению эндогамной элиты в замкнутое сословие

4) Важную роль в экономике играла редистрибуция – перераспределение прибавочного продуктапо веритикали

5) Вождество как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой и/или общими культами и ритуалами

6) Правитель вождества имел ограниченные полномочия, а вождестов в целом являлось структурой, не способной противостоять рападу общества

7) Верховная власть в вождестве носила сакрализованный, теократический характер

Основываясь на мнении отечественных исследователей, можно выделить также следующие показатели в качестве критериев вождества:

А) централизованная структура управления

Б) стратификация и дифференциация культуры на элитарную и народную

В) зародышевые органы иерархической власти

Г) редистрибутивная система

Д) общая идеология и ритуалы

Е) отсутствие монополии на узаконенное применение силы

Ж) большая численность населении

З) теократический характер верховной власти

Суммируя все вышеизложенное, можно дать самое распространенное определение вождества. Вождество – это «специфическая форма социополитической организации позднепервобытного общества, которая, с одной стороны, характеризуется как система, имеющая тенденции к интеграции путем политической централизации, наличием единой редистрибутивной экономики, единой идеологии и т.д., а с другой стороны, как система, имеющая тенденции к внутренней дифференциации посредством специализации труда (в том числе и управленческого), к отстранению непосредственных производителей от управления обществом, формированию элитарной и народной культуры».[17]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Государственное устройство России.
Государства бывают: демократические с республиканской формой правления и недемократические с формой правления – монархия. Наша страна - Россия – демократическое государство. Источником власти в ней является многонациональный народ. Для у ...

Особые права меньшинств.
Стандарты ООН Статья 27 МПГПП – наиболее признанное юридически обязательное положение в отношении меньшинств, имеющееся в международном праве. В соответствии с этой статьей лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньши ...

Политическое учение Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225–1274) был самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета. В произведении «О правлении владык» Фома Аквинский, отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека, прежде всего, как общественн ...