Политическая антропология о происхождении государстваСтраница 6
Политические материалы » Политическая антропология о происхождении государства » Политическая антропология о происхождении государства
Вкратце суть этих процессов может быть отражена таким образом: первые вождества появились в Европе в V тысячелетии до н.э. – в период перехода от неолита к энеолиту. Ранние вождества отличаются двухуровневой иерархией поселений (центр и его округа), стратификацией в захоронениях, мегалитическим строительством и наличием специальных церемониальных сооружений или площадок.
В эпоху бронзового века процессы развития вождеств продолжаются и территория, населяемая ими, сильно расширяется за счет Пиреней и Северо-Западного Кавказа. Для этого периода характерны дальнейший рост численности населения вождеств, возрастание глубины их иерархии, строительство сложных могильных комплексов, храмов и святилищ, фортификационных и ирригационных сооружений, формирование центров металлургии под контролем вождей, развитие сложных торговых сетей и иных связей.
Такое развитие продолжалось до наступления железного века. В середине I тысячелетия до н.э. произошел ряд принципиальных изменений (некоторые ученые называют это явление «вторичной эгалитаризацией».[16] В результате этих изменений был сделан шаг назад от вождества к более простым милитаризированным общественным структурам, начали исчезать крупные поселения, а вместо них пришла совершенно иная система расселения. Она заключалась в небольших поселениях, возглавлявшихся, возможно, военными вождями.
Если обобщить различные точки зрения, выдвигавшиеся в мировой науке разными авторами на сущность вождества, то можно выделить следующие основные формы этой общественной организации:
1) вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной централизации, сравнительно большой численностью населения и сплочением трудовых ресурсов.
2) в вождестве существовали иерархическая система принятия решений и институты контроля, но отсутствовала узаконенная власть, имеющая монополию на применение силы.
3) В вождестве имелась четкая социальная стратификация, зарождались тенденции к выделению эндогамной элиты в замкнутое сословие
4) Важную роль в экономике играла редистрибуция – перераспределение прибавочного продуктапо веритикали
5) Вождество как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой и/или общими культами и ритуалами
6) Правитель вождества имел ограниченные полномочия, а вождестов в целом являлось структурой, не способной противостоять рападу общества
7) Верховная власть в вождестве носила сакрализованный, теократический характер
Основываясь на мнении отечественных исследователей, можно выделить также следующие показатели в качестве критериев вождества:
А) централизованная структура управления
Б) стратификация и дифференциация культуры на элитарную и народную
В) зародышевые органы иерархической власти
Г) редистрибутивная система
Д) общая идеология и ритуалы
Е) отсутствие монополии на узаконенное применение силы
Ж) большая численность населении
З) теократический характер верховной власти
Суммируя все вышеизложенное, можно дать самое распространенное определение вождества. Вождество – это «специфическая форма социополитической организации позднепервобытного общества, которая, с одной стороны, характеризуется как система, имеющая тенденции к интеграции путем политической централизации, наличием единой редистрибутивной экономики, единой идеологии и т.д., а с другой стороны, как система, имеющая тенденции к внутренней дифференциации посредством специализации труда (в том числе и управленческого), к отстранению непосредственных производителей от управления обществом, формированию элитарной и народной культуры».[17]
Рекомендуем к прочтению:
Политические идеологии современности. Либерально –
капиталистическая
Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида – представителя зарождавшейся ...
Принципы разрешения национального вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей независимо от числе ...
Будущее цивилизаций. Запад, цивилизации и Цивилизация. Возрождение
Запада?
Для каждой цивилизации, по крайней мере, единожды, а временами и чаще, история заканчивается. Когда возникает универсальное государство, его народ обычно бывает ослеплен тем, что Тойнби называл “миражом бессмертия”, и убежден, что их гос ...