Принципы разрешения национального вопроса –
Политические материалы » Словарь политологических понятий » Принципы разрешения национального вопроса –
1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;
2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной ситуации;
3) равноправие всех наций и народностей независимо от численности и уровня развития;
4) взаимно связь между правами и свободами наций и правами и свободами отдельной личности;
5) отказ от узкоклассового подхода к решению национальных проблем;
6) непримиримость к любым проявлениям национализма;
7) общность исторической судьбы народов, обеспеченность целостности государства.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.
Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Выборы – это основной фундамент демократичности общества. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что не каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи всенародных выборов. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.
Пропорциональные выборы – при этих выборах от каждого округа избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные партии. При этой системе создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы дать округу право избирать, скажем, 5 депутатов. Если, например, одна партия в таком округе получает 40% всех голосов, то она, соответственно, получает 40% от 5 мест, т.е. 2 места. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, то они завоёвывают по одному месту. Такая система выборов позволяет представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.
Мажоритарные выборы – суть заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший большее число голосов. Однако это большинство может быть двух видов:
- Абсолютное;
- относительное.
В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.
В том случае, если ни один из кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.
Оппозиция – представляет собой политическую силу (совокупность политических сил), противостоящую официальной власти. Оппозиция выступает в форме фракций, коалиций, блоков. Как правило тон в оппозиции задаёт интеллигенция. Позитивное значение оппозиции – она держит под контролем и в напряжении официальные власти. Условно оппозицию можно разделить на два вида: «культурную» и «дикую», конструктивную и экстремистскую.
Парламентская республика – характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти ( например Германия). Парламентская республика – менее распространённая форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере, само регулируемой экономикой (Турция, Финляндия и т. д.).
Рекомендуем к прочтению:
Имидж политического
лидера
Говорим " image", переводим - "образ".
В современном словаре иностранных слов находим мы обстоятельное определение имиджа - целенаправленно формированный образ (какого-либо лица, явления, предмета, выделяющий определе ...
Политика, политические отношения и политический процесс. Структура,
содержание и сущность политики.
Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер
писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин
давал свое понимание политики, как ...
Типология идеологий. Либерализм
В истории либерализма в целом можно выделить следующие этапы развития:
1. Классический либерализм XVII-XIX вв., представляющий собой религиозно-светский тип идеологии, где наряду с религиозными протестантскими ценностями, сосуществовали ...