Тенденции и перспективы реализации национальных
интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройствеСтраница 6
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Тенденции и перспективы реализации национальных
интересов и внешнеполитической политики России в глобальном мироустройстве
Но процессы интеграции идут тяжело. Участники экономического форума в Санкт-Петербурге в 1998 году, отмечали, что «…в базисной сфере взаимодействия – экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан), Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия).
СНГ не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого – делегирование национальных парламентских депутаций – не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил. Обращаясь же к Союзу России и Белоруссии, мы видим, что там все же предусмотрено формирование пусть и слабого, но парламентского механизма.
В результате нарушения культурно-исторического и государственного единства СССР, произошел глубинный разлом между различными территориями, этносами, идеологиями, выразившийся в кардинальном изменении конституционно-правовых доктрин, приоритетов государственного строительства и массовой миграции граждан некогда единого государства на территорию России. Но до настоящего времени должная оценка этих масштабных процессов не нашла отражения в литературе.
Во многих республиках, входивших в состав Союза ССР, за последнее десятилетие были приняты законы о гражданстве. Однако много вопросов, связанных с миграцией рабочей силы и адаптацией мигрантов в России, до сих остаются нерешенными. Для этой сферы характерны высокий уровень административных барьеров и коррупции.
Низкая эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью государственного и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества отсутствуют четкие цели интеграции, многие положения носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.
Серьезным сдерживающим фактором на пути объединения стран СНГ в эффективный союз являются также различия в их подходе к вопросу о государственном суверенитете. Опасаясь определенного ограничения суверенитета, члены СНГ придерживаются неоднозначных позиций по вопросу создания совместных наднациональных органов Содружества и делегирования им части своих суверенных прав. Так, руководители Украины, Туркмении и Узбекистана выступают против создания жестких координирующих структур, напоминающих, по их мнению, исполнительные органы бывшего Центра, и считают, что решения, принятые в рамках СНГ, должны иметь лишь рекомендательный характер.
Несмотря на то, что СНГ не оправдало ожиданий его учредителей как добровольная интеграционная структура оно продолжает существовать в общественном сознании как отличительная черта постсоветского пространства, региона, который объединяет страны с похожими социально – экономическими и политическими характеристиками, которым приходится преодолевать на пути своего развития одно и тоже советское структурное, институциональное и культурное наследие.[52]
Рекомендуем к прочтению:
Понятие и сущность политической социализации
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие лю ...
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, что явление элит характерно для политического опыта всех стран и политических систем. Определенным способом оно отражает свойства всей политической практики и ее связь с другими сферами общественной жиз ...
Основные этапы развития прогноза.
Политическое прогнозирование –
это обоснование направлений, тенденций политики и последствий ее осуществления.
В эпоху кризисов вопрос политического прогнозирования является основным, обществу дорого приходится платить за отсутствие ясн ...