Научный социализм – теория реального гуманизмаСтраница 1
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » Научный социализм – теория реального гуманизма
Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социализма и коммунизма как общества реального гуманизма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся, обеспечивается комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы общественной жизни: экономическую - экспроприация частной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; социальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ассоциации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудящихся (первоначально в виде диктатуры пролетариата), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.
Совокупность этих преобразований не самоцель, а средство для достижения главной цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм эксплуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потребности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. « .Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[2] - фундаментальный принцип реального гуманизма, сформулированный основоположниками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии».
В каких формах, через какие этапы будет совершаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю реального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждающий всеобщность труда и равенство заработной платы, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой форме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего политических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии государство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объективных, так и субъективных проявлений частной собственности, всестороннее присвоение человеком своей человеческой сущности, включая духовное ее содержание. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании отчуждения и потому представляющий собой непосредственное самоутверждение человека как высшей ценности и самоцели развития[3].
Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельности. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая ступень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, основанная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»[4], то есть коммунизм.
Рекомендуем к прочтению:
Типы легитимности власти
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же кор ...
Тоталитаризм как политический феномен ХХ века
Еще в 50-е годы усилиями таких ученых как К. Фридрих, З. Бжезинский, Х. Арендт, Р. Арон, И.А. Ильин, Р. Такер и др. появилась аналитическая концепция тоталитаризма, обобщающая политическую практику нацистской Германии, фашистской Италии и ...
Правительство рассмотрит законопроект о национализации. 20.02.2003
Правительство рассмотрит на сегодняшнем заседании законопроект о национализации, подготовленный Министерством имущественных отношений.
По словам начальника отдела общественных связей Минимущества Александра Паршукова, закон регулирует от ...
