Научный социализм – теория реального гуманизмаСтраница 1
Политические материалы » Ленинская концепция социализма » Научный социализм – теория реального гуманизма
Вскрыв глубинные Противоречия реализации идей гуманизма в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» обосновал необходимость социализма и коммунизма как общества реального гуманизма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся, обеспечивается комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы общественной жизни: экономическую - экспроприация частной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; социальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ассоциации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудящихся (первоначально в виде диктатуры пролетариата), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.
Совокупность этих преобразований не самоцель, а средство для достижения главной цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм эксплуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потребности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. « .Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[2] - фундаментальный принцип реального гуманизма, сформулированный основоположниками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии».
В каких формах, через какие этапы будет совершаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю реального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждающий всеобщность труда и равенство заработной платы, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой форме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего политических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии государство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объективных, так и субъективных проявлений частной собственности, всестороннее присвоение человеком своей человеческой сущности, включая духовное ее содержание. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании отчуждения и потому представляющий собой непосредственное самоутверждение человека как высшей ценности и самоцели развития[3].
Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельности. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая ступень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, основанная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»[4], то есть коммунизм.
Рекомендуем к прочтению:
Проблемы российской демократии на современном этапе
Уже почти пятнадцать лет минуло после краха тоталитарного режима в России. Внутри этого периода можно наметить несколько этапов. Первый этап, между 1989 и 1991 годами, был временем протодемократии, опиравшейся в основном на протестные нас ...
Центробежные тенденции и объединительные импульсы
Таким образом, система Советов распространилась почти на всю территорию бывшей царской империи, за исключением западных частей, утраченных в связи с рождением отдельных буржуазных республик. Но разные территории пришли к советской власт ...
Политическая система общества. Теоретические модели
политических систем
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических но ...