Теоретико-методологические основы изучения
определения и формирования национальных интересов РоссииСтраница 5
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Теоретико-методологические основы изучения
определения и формирования национальных интересов России
Далее представляется необходимым рассмотреть следующие по значимости после обеспечения суверенитета вопросы – стабильное политическое, экономическое и духовное развитие российского народа.
Говоря о национальных интересах России при проведении ею внутренней политики, следует внести ясность, в чем они должны выражаются. Если не принимать во внимание частные интересы властных структур, а иметь в виду интересы всего российского общества в целом, то ответ можно дать по детски простой и примитивный: «чтобы всем было хорошо».
Умышленно используем такую простейшую фразу с тем, чтобы показать общий характер того, что необходимо сделать государству во имя интересов его общества. В обывательском понимании слово «хорошо» означает сладко спать, вкусно есть, и вообще вести жизнь приятную во всех отношениях. С точки зрения мыслящего индивида это гораздо менее чем достаточно. Духовные потребности применительно к российскому обществу важны как никогда, особенно в настоящее время. Полная фраза «всем хорошо» также понимается по-разному. Говорят, что чиновники порой занимаются самообманом воображая, что все население живет если хуже них, то ненамного. И потому, чувствуя себя комфортно, сами воображают себя заботливыми отцами народа.
«Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены».[10]
То есть представляется разумным исследовать вопрос национальных интересов в первую очередь с экономической точки зрения. Но, думается, что подобно тому, как суверенитет и территориальная целостность как сфера национальных интересов, так и политическая система общества является непременным условием для реализации индивидом своей деятельности прежде всего деятельности экономической. Поэтому правильнее будет обратиться к политической стороне вопроса.
Для того чтобы эффективно проводить национальную политику в интересах всего населения необходима такая форма правления как демократия. Формально она у нас провозглашена. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Представляется, что демократия – это туманная категория, идеал, к которому следует стремиться, к которому можно максимально приблизиться, но не более. Наверное, следует удовлетвориться таким положением. Демократическое правление имеет своим источником города-государства Древней Греции, где, если не принимать во внимание рабовладельческий характер общества, демократию можно было бы назвать близкой к идеальной. Почему же не только в России, но и в других считающимися исконно демократическими государствами все же демократия в том или ином виде имеет свои изъяны? Не будем их конкретизировать. Скажем только, что если проанализировать, то можно прийти к выводу, что твердая государственная власть на обширной территории страны и демократия мало совмещаются друг с другом. Хочется привести выражение известного английского философа и математика Б. Рассела, который заявил, что «истинная демократия может работать до тех пор, пока всех граждан можно собрать на рыночной площади»[11]. То есть, получается, что чем больше государство, тем проблематичнее осуществление демократических правил. Поэтому развивать демократию следует только снизу, а не сверху. Сверху можно только создать условия для ее развития и защиты. Возможно, когда-нибудь в будущем каждый населенный пункт будет настолько самодостаточен, что сможет сам осуществить защиту своих демократических ценностей, если в то время вопрос военной защиты еще будет актуальным. Но в настоящее время демократия на местах должна порождаться и развиваться как бы сама собой, а роль государственной власти состоит в создании для этого благоприятных условий и защиты демократических ценностей как вне, так и внутри страны. Проще говоря, подобно тому, как ранее на Западе в ходу было выражение о том, что государство является сторожевым псом для рыночной экономики, так и такую же роль государство должно выполнять для защиты демократических идеалов. Именно внизу должны формироваться политические партии, а у нас все идет сверху и представляется сомнительной приемлемость такого положения.
Рекомендуем к прочтению:
Этап окончания конфликта
Это наиболее сложная фаза, т.к от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил. На завершающей стадии участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерен ...
Политика партии власти в президентских и полупрезидентских парламентах
Теория разделения властей получила в сегодняшнем мире широкое воплощение в десятках стран мира. Однако вопрос взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти до сих пор остается открытым. В первую очередь нас интересуют зако ...
Формы предвыборной агитации
Предвыборная агитация может принимать следующие формы:
а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в ...