Республика в политических учениях оппозицииСтраница 1
Политические материалы » Политическая практика современных учений » Республика в политических учениях оппозиции
Первым революционером-республиканцем был А.Н. Радищев, который оказал существенное влияние на становление и развитие республиканских идей декабристов.
Исходя из того что "самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние", Радищев видел образец народного правления в древнем Новгороде. А Новгород, как известно, представлял собой феодальную республику. Кишиневскому декабристу майору В.Ф. Раевскому, на военном суде вменялось то, что на уроках в полковой школе он характеризовал русскую монархию как деспотически управляемую, а при республиканском правлении, считал он, "народ выбирает сам себе начальников и сам для себя делает законы". Несмотря на существование среди декабристов различных взглядов на будущее общественно-политическое устройство России, колебания одних и переход с республиканских на конституционно-монархические позиции других, господствующим течением все же было республиканское. www.trcover.ru
Выдающимся документом конституционного творчества республиканского крыла декабристов была "Русская правда" П.И. Пестеля.
Для участников декабристских кружков характерной чертой была самая высокая оценка античных республик. Декабрист П.И. Пестель писал, что "блаженные времена Греции, когда она состояла из республик", и сравнивал "величественную славу Рима во дни республики с плачевным ее уделом под управлением императоров". М.В. Петрашевский, положительно оценивая римскую республику, императорский Рим считал веком "безумного деспотизма и рабского унижения". Б.Г. Белинский в римской республике видел воплощение идей свободы и патриотического служения Отечеству. Деспотизму римских императоров он противопоставлял республиканскую форму правления, демократизм, высокую общественную активность граждан Рима периода республики. Касательно республиканских традиции в самой России, декабристы искали ее в истории Великого Новгорода с его народным вечем и в западноевропейских городах-республиках.
Н.А. Добролюбов высказывался за демократическую республику, когда в решении вопросов жизнедеятельности государства будет участвовать большинство населения. Его интересовали вопросы о ее возможных размерах, административно-территориальном делении, главе государстве.
В 1859 г. Н.П. Огарев разработал основные контуры будущей русской конституции, суть которой - установление республиканского образа правления с прямыми выборами от волостей и образованием комитета министров во главе с президентом. На территории России предполагалось создание девяти союзов, состав которых определялся бы по национальному или экономическому принципу ("принцип породы" и "принцип промыслов") с представительством в них центральной власти.
Главным сторонником республики в XIX в. был Н.Г. Чернышевский.
Подчеркивая несовместимость самодержавия с политической свободой, он видел в республике государственную форму для перехода к "социальной демократии".Н.Г. Чернышевский, предлагал последовательный план развития России: абсолютизм переходит в конституционную монархию, а затем в самую передовую форму правления - республику.
Н.А. Серно-Соловьевич, развивая идеи правильного государственного устройства, допускал возможность установления конституционной монархии в промежутке между абсолютизмом и республикой.
Как известно, реакция правительственной власти была резко отрицательной на требования установить республиканский образ правления и на упоминание о республике и конституции. Например, при Николае I в Цензурном комитете из древней истории убирали имена всех великих людей, которые были республиканского образа мыслей. И было одобрено "Наставление ректорам университетов", которое предписывало ограждать студенчество от чуждых идей республиканского или конституционного правления.
Рекомендуем к прочтению:
Политико-правовая мысль в древней Индии. Брахманизм
Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы ...
Русская политическая мысль XVII-XIX
века.
С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным ...
Политическая философия
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, ф ...