Макроинструменты региональной экономической политикиСтраница 3
Политические материалы » Инструменты региональной политики » Макроинструменты региональной экономической политики
Но с 2002 года финансирование программы было приостановлено.
Программа основывалась на весьма оптимистическом прогнозе: подразумевалось, что в 1997-1998 гг. будет преодолен кризис российской экономики, в 1999-2001 гг. финансовые потоки из центра будут направлены на освоение сырьевых запасов Сибири, а к 2005 году макрорегион будет не только ресурсобобывающим, но и ресурсообрабатывающим. Главными задачами ФЦП считались:
· доведение уровня жизни сибиряков до среднероссийского;
· поступательное развитие сибирской экономики.
Кроме концептуальных положений, программа предусматривала реализацию более 1000 инвестиционных проектов, общая сумма которых составляла бы 30 трлн. рублей.
Реально бюджетных средств требовалось значительно меньше: главными источниками финансирования должны были послужить средства внутренних резервов (в частности, перераспределение средств природной ренты), а также привлечение иностранных инвестиций.
Но масштаб реализации программы оказался обратно противоположным её размаху. Количество ФЦП (к 2000 году их было принято более 200) никак не соответствовало возможностям государственного бюджета.
Бюджетов 1999 года финансирование ФЦП «Сибирь» вообще не предусматривалось, а в 2000 году на её реализацию было выделено всего 24 млн. рублей. При подготовке бюджета на 2001 год первоначально на финансирование ФЦП предполагалось выделить 45,8 млн. рублей. Затем общими усилиями МАСС, депутатского объединения Государственной Думы «Сибирское соглашение» и ряда регионов, эта сумма была увеличена до 145, 5 млн. рублей. Но правительство приняло решение провести ревизию всех ФЦП, и, несмотря на то, что Сибирская программа в отличие от множества других не была локальной, а затрагивала интересы 19 регионов, с 2002 года она была заморожена"[5].
В приостановлении финансирования свою роль сыграла и позиция центра, считающего Сибирь относительно благополучной территорией, расположенную вдали от действий вооруженных конфликтов, не подверженную энергетическим кризисам и обладающую достаточными ресурсами для самостоятельного развития.
К макроэкономическим инструментам относится и ценовая политика РФ, а также распределение полномочий по государственному регулированию цен.
Государственная ценовая политика как составная часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации российской экономики.
Цели ценовой политики РФ формируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики:
1. Контроль уровня инфляции;
2. Ограничение деятельности предприятий-монополистов;
3. Содействие формированию конкурентной рыночной среды;
4. Создание социально ориентированных программ первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.
Стратегическим направлением государственной ценовой политики остается дальнейшее последовательное поведение либерализации цен, но в той мере, которая соответствует преобразованию самой рыночной системы. Последнее относится к развитию и поддержке конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественными монополиями, что является условием повышения эффективности рыночной экономики.
Государственная ценовая политика реализуется федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, следовательно, можно говорить о федеральных и региональных аспектах государственной ценовой политики и ценообразования. В связи с этим выделяется общие особенности в ценовой политике.
Первой общей чертой является то, что федеральные органы власти обеспечивают единство ценового пространства на всей территории РФ, которое реализуется в единой политике цен, единых методологических принципах ценообразования, координации деятельности органов ценообразования субъектов РФ.
Второй общей чертой является то, что проведение ценовой политики субъектами РФ с учетом специфики регионов, но в рамках единой федеральной ценовой политики.
Рекомендуем к прочтению:
Структура гражданского общества
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно как наличие множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.
Первый уровёнь гражданского общества сост ...
Причины возникновения и признаки политической партии
Термин "партия" - латинского происхождения и переводится как "часть", то есть часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между ...
Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
Понятие тоталитаризма
происходит от лат. “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее ж ...