Политология в системе профессиональной подготовки инженера
Политические материалы » Политология как наука об политике » Политология в системе профессиональной подготовки инженера
Узкоспециализированное техническое мышление, низкий уровень гуманитарной культуры выпускников технических вузов — серьезные причины «девальвации» инженерного диплома. Гуманитаризация высшего технического образования — объективная потребность научно-технического прогресса, который требует от специалистов не только высокого качества инженерных решений, но и умения мыслить самостоятельно в сложных, нестандартных ситуациях.
Ценность гуманитарного образования для будущих инженеров, экономистов, ученых состоит не только в его образовательном, но и в воспитательном воздействии. В инженерном вузе можно выделить три уровня гуманитарного образования в зависимости от влияния его на становление творческих способностей и духовности человека:
ü усвоение минимума знаний об обществе и человеке с обязательной аттестацией (история страны и цивилизаций, философские и экономические учения, история искусств, основы права и общая психология);
ü углубленное и профессионально ориентированное изучение тех областей знаний, которые раскрывают прежде всего особенности взаимодействия социальных общностей (социология, политология, психология рынка, общения, творчества, педагогика, философия науки, хозяйственные и иные отрасли права, культура речи);
ü достижение профессионального уровня образованности и деятельности в общественных и гуманитарных областях (патентовед, переводчик, дизайнер, преподаватель по направлению или специальности), подтверждение квалифицированными работами (проектами) или самостоятельными исследованиями творчества и деятельности в науке, технике, искусстве, политике.
Необходимость гуманитаризации технического образования вызвана и тем, что значительному числу выпускников инженерного вуза приходится заниматься не только инженерной, но и управленческой деятельностью. Это требует от них глубоких знаний в области политологии.
Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, тем самым способствует тому, чтобы члены общества — руководители и рядовые граждане — осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, подлежащих решению, понимали перспективные задачи, которые зачастую заслоняются элементарными повседневными нуждами.
На уровень и характер преподавания политологии оказывают существенное влияние неоднозначные процессы, происходящие в обществе и массовом сознании. В последние годы кризис общественного сознания развивается по формуле: от конформизма к плюрализму и от него к тотальному негативизму, проявляющемуся в лозунге: «Отдохнем от идеологии!». В обществе с ослабленными духовными ориентирами у многих людей возникает ценностный вакуум. Пошатнулось доверие к рациональной социальной мысли, к способности разума критически воспринимать те или иные ценности, традиции, взгляды. Обострился кризис политической социализации молодежи: воздействие политической культуры на личность через традиции, опыт предшествующих поколений становится все более сложным. Также следует отметить, что в переходном обществе с характерной для него социоструктурной и еще более радикальной социокультурной маргинализацией действует механизм негативной мобилизации. Достаточно интенсивно проявляют себя и различные формы электорального негативизма в студенческой среде. Все указанные факторы накладывают свой отпечаток на преподавание политологии.
Политология в современных условиях призвана кроме передачи определенной суммы знаний о политике научить студентов инженерного профиля защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать консенсуса по ключевым вопросам. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плоское видение реальности, радикализм и непримиримость. В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: «В политике, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки — вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объективный взгляд».
Многолетнее вульгарное толкование политической теории, подмена ее политической мифологией обернулись сегодня для общества политическим суеверием и нигилизмом. И здесь важно осознать, что демократию нельзя ввести декретом за один день, ее нельзя построить по одному чертежу за неделю, месяц или год. До демократии общество должно дорасти: экономически, социально, нравственно и, наконец, интеллектуально. Без твердых социальных и духовных основ демократия остается либо мифом, либо неустойчивым политическим режимом, легко заменяемым той или иной формой диктатуры. Демократию не дают, демократии надо учиться.
Рекомендуем к прочтению:
СМО и ТК
Том Бернетт в книге «Кто на самом деле правит миро?» пишет, что весной 1943 года СМО предложил министру иностранных дел США план создания «надгосударственной организации», основанной на идеальном представлении Вудро Вильсона о международн ...
Внешние геополитические поля
Распределим геополитические интересы и проблемы:
Первое поле – новое зарубежье, в котором условно выделены сектора:
Государства Прибалтики (Балтии). Основные противоречия России с ними касаются дискриминации живущих в них этнических рус ...
Судебная власть
Включение в Конституцию РФ концепции разделения властей привело к появлению в курсе российского конституционного права специальной темы о судебной власти. Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ, принято несколько федеральных кон ...