Политические конфликты: понятие, причины, функции, видыСтраница 3
Политические материалы » Политические конфликты и пути их разрешения » Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды
- «победа любой ценой» - полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
- «преобладание» - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
- «мир» - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.
Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей стадией является завершение конфликта.
Возможно несколько альтернатив выхода из конфликта:
- самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
- урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому, либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;
- разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.
Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.
- Во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы.
- Во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
- В-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
- В-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны согласиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров.
- В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам.
- В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.
Рекомендуем к прочтению:
Феминистское движение в России.
Анализ феминистского движения в России начался с рассмотрения тех способов, которыми женщины вовлекались в политику при социализме. Было показано, что их участие имело по большей части символический характер, особенно на общегосударственн ...
Демократия в нашем классе.
В нашем классе мы стараемся придерживаться демократии.
В этом году на основе Устава нашей школы мы составили законы класса, которые разрабатывались группами, шли обсуждения, общее голосование по каждому пункту.
Вот эти законы, принятые ...
Легитимность власти и господство. Их основные типы
Обратим внимание на мотивы подчинения.
Важный мотив – страх. Если люди подчиняются субъекту только из страха перед применением силы или в результате её применения, то такая власть не может быть продолжительное время стабильной и эффектив ...