PoliticalMind

Политическая аналитика

Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды
Страница 2
Политические материалы » Политические конфликты и пути их разрешения » Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды

- обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

- сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;

- сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;

- уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;

-

время действия: затяжные, скоротечные.

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.

Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликтная ситуация протекает в латентных и открытых формах.

Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности, тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними «образа врага», оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный «порог чувствительности», «порог» восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.

Вторая стадия - непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников. Ими могут быть следующие:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Разделение власти
Согласно ст.10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В ст ...

Легитимность государственной власти в современной России
В начале 90-х гг. перспектива «стать собственником», в кратчай­шие сроки «повысить жизненный уровень», обрести «долгожданную свободу и справедливость» была настолько заманчивой, что выбран­ный путь шоковой терапии большинством населения в ...

Национальная безопасность
Национальная безопасность - это обеспечение властью государства защиты граждан данного государства от возможных угроз, поддержание условий для развития и процветания страны. Здесь понятие "национальная" образовано от понятия нац ...