PoliticalMind

Политическая аналитика

Новые международные вызовы России: возможные и необходимые ответы
Страница 3
Политические материалы » Проблемы международного порядка » Новые международные вызовы России: возможные и необходимые ответы

С другой стороны, дело не только в З.Бжезинском, который обосновывает захват “главного приза Евразии” – создание положения, при котором никакая комбинация евразийских стран не сможет бросить вызов Соединенным Штатам.

В соответствии с идеологией американского неоимпериализма хаос в мире является слишком угрожающим, чтобы его игнорировать, существующие методы его обуздания недостаточны: пришло время империи, и логикой своего могущества Америка просто обязана играть лидирующую роль. Такого рода заявлений в могущественной Америке хватит лет на 25, так как именно за это время никто не сможет даже приблизиться к ее уровню и масштабам экономики. Аналитики отмечают, что между 1990 и 2000 гг. американская экономика выросла на 27%, тогда как западноевропейская – на 15, а японская – лишь на 9%. Доля США в мировом валовом продукте (составляющем в 2002-м 31,4 трлн. долларов) увеличилась между 1996 и 2002 гг. с 25,9 до 31,2%. Европейские страны неспособны догнать США, и удел всех остальных государств, включая Россию, быть среди “младших братьев”, партнеров по коалиции. Что касается японской экономики и общества, то уже появился специфический нигилизм в среде ученых разных стран, который проецирует снижение роли Японии в будущем. Конечно, равно как и “кризис жизнеустройства”, который переживает вообще все человечество. Аренда дома бани и сауны дома с сауной аренда.

Данный вызов России и не только ей заставляет реально оценить угрозы, существующие для евразийского политического и экономического пространства. Понятно, что интеграция с Беларусью не может быть локальной задачей для президента Путина и будущих президентов России. С другой стороны, если “белорусский вариант” интеграции окажется неэффективным, виртуальным и маловразумительным, то вся российская политика на постсоветском пространстве будет обречена на провал, “всерьез и надолго”. Конечно, президентом Дж.Бушем мировая история не начинается, но и не заканчивается. Для новых поворотов и разворотов ситуации времени хватит.

В американских притязаниях на мировой неоимпериализм есть логика и прагматизм. Развал Советского Союза создал для этого необходимые предпосылки. Конечно, также благодаря и Б.Ельцину, Россия успешно потеряла ряд важнейших позиций в мире и опустилась до уровня второстепенной державы евразийского формата. По этой причине и белорусско-российские отношения представлялись как своего рода гиперкомпенсация за утерянное. Страна снизила уровень своих притязаний на европейское и мировое лидерство. Внутренние коллизии и проблемы были слишком острыми, чтобы проводить сильную внешнюю политику. Беларусь стала своего рода отдушиной для российских политиков, которая заполняла вакуум в попытках лидерства и притягивания на свою сторону даже ближайших соседей. Для российской элиты новый вызов состоит в отстраивании стратегической перспективы на гораздо важном евразийском пространстве.

Сделать это можно при условии быстрого решения ряда внутренних проблем. По этой причине сейчас характерна оценка президентской миссии Владимира Путина в решающей степени как миссии эндогенного характера. Среди важнейших результатов внутренней политики российского президента выделяется то, что он сделал быстрее всего. Интересны оценки, сделанные Сергеем Марковым, который считает, что В.Путин, как президент, досрочно выполнил свои обещания избирателям. Так, особенно подчеркивается, что лидер России “обещал восстановить государство, он его восстановил”. Реставрация государства демонстрируется на примере “новой политики в Чечне, которая продемонстрировала, что в России есть правительство, есть власть, способная защитить российские национальные интересы”. При этом война в Чечне с боевиками и есть свидетельство возрождения России, вооруженная борьба с террористами и освобождение российской территории, оккупированной боевиками, демонстрирует реализацию национальных интересов России. Формально это весьма близко к американской аргументации обоснования войны в Ираке, хотя применение вооруженных сил в данном случае выходит за рамки собственной страны.

То, что происходит в мире, отражает и новая геополитическая ситуация. После окончания “холодной войны” с 1991 г. в мире велось 48 этнических войн, около 30 войн происходило вблизи России. Однако потребовалась война в Ираке, чтобы “разбудить” российское общество, хотя неизвестно, будет ли оно реагировать адекватно на новый мировой порядок. Если это так, то на первый план должны выходить национальные интересы России. С другой стороны, именно они должны более ясно и четко артикулироваться как объективные российские национально-государственные интересы. Не сиюминутные, а стратегические, исторические. Интересы настоящего и будущего. По этой причине недостаточно только того, что в отличие от феномена американского империализма независимость России является абсолютной идеей для президента. Путин не хочет сдать Россию американцам и оказаться в роли Керенского, который в свое время сдал Россию большевикам. Роль России может быть уникальной в новом столетии, если нынешние и будущие лидеры страны смогут избавиться от комплекса самонедостаточности, который слишком глубоко пронизывает ткань российского сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Крымская проблема на Украине: карлик, способный взорвать все
Статус Крыма - это особый вопрос сейчас, который грозит еще более обособиться в будущем. Нынешняя трактовка места Крыма в политической системе Украины как автономной республики является уже сейчас компромиссом. Значительное влияние в Крым ...

Основные подходы к исследованию процесса принятия государственных решений
Особые сложности в теоретической категоризации возникают в отношении принятия такого типа решений, как государственные решения, изучение которых сталкивается с необходимостью учета одновременно формальных составляющих и коммуникационных п ...

Сотрудничество и конфликты в международной сфере
Принципы мирового сосуществования широко внедрились в международные отношения за последние 20 – 25 лет. Они легли в основу тысяч договоров между странами, значительно укрепив безопасность на многих границах. С их помощью удавалось предотв ...