Заключение
В целом, на основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие обобщения.
Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.
Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.
Но в этой утопии есть и положительная черта. “С редким реализмом, - пишет Поппер, - Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства”.[16]
Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.
[1] См.: Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Наука, 1988. – С. 211.
[2] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 192.
[3] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: «Молодая гвардия», 1996. – С. 63.
[4] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 199.
[5] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 219.
[6] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 226.
[7] Там же. – С. 231-232.
[8] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 288.
[9] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 333.
[10] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 341.
[11] Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – С. 204.
[12] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 352.
[13] См.: Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – С. 109.
[14] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 185.
[15] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 322.
[16] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. – М.: Фолиант, 1999. – С. 110.
Рекомендуем к прочтению:
Кодекс депутата: от этикета к этике
Обращаясь к содержательной характеристике этических кодексов депутатства (а речь идет прежде всего о федеральных, но отчасти и о региональных органах представительной власти), во-первых, обратим внимание на одно весьма существенное обстоя ...
Кризисные тенденции в мусульманско-коптских отношениях в АРЕ в конце XX – начало XXI вв.
В начале XXI столетия мусульманско-христианские отношения на Ближнем Востоке – главной арене исторического сосуществования и взаимодействия двух великих мировых религий – характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, религ ...
Борьба за веру
Здесь истоки вражды тянутся к ненависти католицизма к русскому православию. Попытки окатоличить "всё и вся" ещё с XII века не раз приводили шведских "завоевателей" к Новгородским землям. Поскольку, их жители не горели ...