PoliticalMind

Политическая аналитика

Гегель о праве
Страница 2

2. право как определённая ступень и форма свободы (особое право).

Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии1.

Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.

На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

3. право как закон (позитивное право).

«То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, чтоесть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право»1.

Превращение права в закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности и подлинной определённости. Предметом законодательства может быть лишь внимание со стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

«То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу»2.

Закон – это конкретная форма выражения права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.

Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом и уважай других в качестве лиц» – является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определённые отношения между отдельными личностями.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Отображения экономических учений К. Маркса в трудах российских экономистов
Становление марксизма как течения в русской экономической мысли было связано с переводом на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также работ крупнейших представителей английской школы политэкономий и с распространением их ...

Динамика войн по линиям разлома. Идентичность: подъем цивилизационного самосознания
Войны по линиям разломов проходят через этапы усиления, всплеска, сдерживания, временного прекращения и – изредка – разрешения. Эти процессы обычно последовательны, но часто они накладываются один на другой и могут повторяться. Единожды ...

Отношение к референдуму общества.
Среди интеллектуальных слоев западного общества представление о различных формах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о референдумах, как о средстве обычного, «повседневного усовершенствования», но не радикального изме ...