PoliticalMind

Политическая аналитика

Гегель о праве
Страница 1

По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его

философская система посвящена познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

1. закона единства и борьбы противоположностей;

2. закона перехода количественных изменений в качественные;

3. закона отрицания отрицания.

Гегель заимствует у французского Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.

Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Философия права, по Гегелю, не имеет специфических

методов исследования.

Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»1.

Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.

Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании.

Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право1.

Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.

Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумное.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1. право как свобода (идея права).

На ступени объективного духа, где всё развитие определяется идеей

свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Выбор путей развития России с точки зрения россиян
Взгляды представителей старшего поколения на возможные пути развития России в значительной степени отличаются от взглядов молодежи. Примерно по трети опрошенных хотели бы видеть Россию сильной державой, вызывающей уважение других государс ...

Каким быть Союзу
В 1920 г. свою позицию по вопросу о будущих отношениях между советскими республиками Ленин определил так: «Феде­рация, которую мы вводим . послужит именно важнейшим ша­гом к самому прочному объединению различных национально­стей России в ...

Характеристика основных политических режимов
Политический режим – важнейшая характеристика функционирования политической власти, учитывающая степень политической свободы обществе, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов, формы реализации принципов а ...