Гегель о правеСтраница 1
Политические материалы » Метод философии Гегеля и его учение о государстве » Гегель о праве
По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его
философская система посвящена познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:
1. закона единства и борьбы противоположностей;
2. закона перехода количественных изменений в качественные;
3. закона отрицания отрицания.
Гегель заимствует у французского Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.
Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Философия права, по Гегелю, не имеет специфических
методов исследования.
Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»1.
Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.
Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании.
Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право1.
Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.
Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумное.
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
1. право как свобода (идея права).
На ступени объективного духа, где всё развитие определяется идеей
свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.
Рекомендуем к прочтению:
Биография Роберта Михельса
Михельс (Michels) Роберт (9.1.1876, Кельн, — 3.5.1936, Рим), историк, экономист и социолог. По происхождению немец, в 1926 принял итальянское гражданство. С 1903 преподавал историю, экономику и социологию в университетах Брюсселя, Базеля, ...
Типы легитимности власти
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же кор ...
Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм. Понятие политического режима
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. В самом общем плане, это технология формирования и осуществления политической власти в стране. Политический режим представляет собой более широ ...
